БОГОЛЮБИВЫЙ КНЯЗЬ В НАШЕМ ХРАМЕ

Недавно в нашем храме появилась новая икона благоверного князя Андрея Боголюбского. Почему именно этому святому князю? Мало кто знает, что именно князь Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого построен наш храм. Именно он построил первый в мире храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли...

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский - внук великого князя Владимира Мономаха, сын великого князя Юрия Долгорукого - родился в 1110 году в Ростово-Суздальской земле.

От деда Владимира Мономаха внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей от мирских суемудрий отврати себе, – говорит описатель его жития. – Гласы Божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудрости – страх Божий и премудрость разума от Писаний Святых». Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный. Он прекрасно помнил, па-мять какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился.

Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, Андрей отличался особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он», – писал летописец.

С юных лет он помогал отцу, князю Юрию Долгорукому, благоустраивать родную землю: строил в 1147 г. Москву, в 1152 г. – Юрьев Польский, город во Владимирской земле, в 1154 г. – Дмитров и украшал храмами Ростов, Суздаль, Владимир.

В 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом, чтобы иметь близкую себе опору.

В это время в Вышгороде находилась великая святыня – чудотворная икона Божией Матери, написанная еще евангелистом Лукой. «Видя чудес множество» происходящих от святой иконы Богоматери, благоверный князь Андрей «возгореся духом и умоляше Пречистую Богородицу, да скажет святую волю Свою» и да благословит его. И Матерь Бога нашего услышала немолчный вопль Своего избранника и видимым знамением указала волю Свою.

Икона стала возвышаться, иногда стояла на воздухе, иногда в храме «ношашеся сюду и сюду», обнаруживая стремление Божией Матери покинуть это место. Тогда благоверный князь Андрей, взяв святую икону, как великое сокровище и благословение Божией Матери, со своей семьей и доверенными людьми весной 1155 года выехал из Вышгорода на север, в Суздальскую землю.

Святой князь Андрей намеревался поставить икону в Ростове. Но неподалеку от Владимира, верстах в десяти вниз по течению реки Клязьмы, по действию силы Божией лошади встали и никак не шли дальше. Благоверный князь Андрей счел это за тайное извещение Божие, «и зде благую волю Твою, Владычице, позна». Отслужили молебен перед чудотворной иконой. Князь и все присутствующие на коленях молились со сле-зами. И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам».

Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, велел написать им икону Богородицы в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему. Икона прославилась многими чудесами и стала называться Боголюбивой, а обитель и город – Боголюбово, сам князь – Боголюбским. В благодарность Пресвятой Богородице и в память чудесного явления Ее князь Андрей в 1157 году установил ежегодное празднование в честь иконы «Боголюбивая» - 18 июля.

15 мая 1157 года великий князь Киевский Юрий Долгорукий умер. Благоверный князь Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на великом княжении в родной Ростово-Суздальской земле. И стольным городом по внушению Пречистой Богородицы он избрал Владимир на Клязьме.

Деятельность святого Андрея Боголюбского как самостоятельного князя Ростово-Суздальской земли весьма важна в историческом отношении: здесь он является начинателем нового государственного порядка, стоит у истоков Русского централизованного государства.

В 1153 году в похвалу и честь Пресвятой Богородицы для Ее чудотворной иконы во Владимире был заложен Успенский собор. В день поставления иконы Богоматери «Владимирская» в соборе князь Андрей объявил себя единодержавным великим кня-зем всея земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а Успенский собор стал главным храмом во всей Русской земле.

По внушению Матери Божией, под Ее покровительством благочестивый князь строил монастыри, храмы и города как основу крепости, мощи и единства Руси. Тридцать храмов было создано святым князем Андреем. О себе он писал: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал». Он укреплял и объединял Русскую землю, основывая новый духовный центр.

По благодатному заступлению и помощи Славной Владычицы Богородицы и заботами святого князя Андрея распространялась и крепла православная вера на Северной Руси, населенной многочисленными языческими племенами.

Благоверный князь Андрей не расставался с Владимирской иконой Божией Мате-ри, особенно во время походов на врагов. Так, в 1164 году он совершил доблестный поход на Волжскую Булгарию. (Волжская Булгария - мусульманское государство, располагавшееся на Великом Волжском пути. Булгары постоянно совершали набеги на наши пределы. Они промышляли работорговлей русскими младенцами, которых продавали на арабский восток.)

Святой Андрей взял с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворенный на одной стороне и «Поклонение Кресту» — на другой. Князь и все войско причастились Святых Христовых Таин и со слезами молились пред иконой Божией Матери, прося Ее помощи.

1 (14) августа 1164 года наше войско нанесло сокрушительное поражение булгарам – был взят главный город Бряхимов на берегу реки Камы. После решающего победного боя князь Андрей с воинами совершили благодарственный молебен перед святыми иконами. И тогда все увидели, что от икон Спасителя, Креста и Богоматери исходили огненные лучи, свет, озаривший всю местность, и благоухание.

В честь чудесного события князем Андреем на Руси было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1(14) августа, о чем повествуется в древней летописи «Сказание о победе над булгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году». Знаменательно, что в «Сказании» к великому князю Андрею был применен титул «царь» - «верный царь наш и князь Андрей».

Произошедшее событие ясно ознаменовало восприятие Пресвятой Богородицей Руси под Свой омофор.

1(14) октября 1164г великим князем Андреем был установил праздник в честь По-крова Божией Матери. В основу праздника положено явление Пресвятой Богородицы, во Влахернском храме Константинополя (Х век) и Ее чудесное заступничество. Это событие не праздновалось в Византии. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

Праздник Покрова Божией Матери олицетворял веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров стал одним из любимейших русских великих церковных праздников. Он близок для нас особым выражением надежды на скорое заступничество и милосердие Божией Матери.

Святым князем Андреем был построен первый храм, посвященный новому празднику, – знаменитый Покров на Нерли. В 1165г от ран, полученных в битвах с булгарами, умер сын князя Изяслав и Андрей велел построить храм при впадении реки Нерль в Клязьму. Храм построили за очень короткий срок - всего полгода и простоял он века. Храм Покрову Пресвятой Богородицы это приношение похвалы Богу за победу над врагами и прославление Богоматери, приявшей под Свой покров Русь Православную.

Святой Андрей в Древней Руси был первый труженик созидания Северной Руси, ее усиления и возвышения. И к концу 1170 года он сосредоточил в своих руках власть над всей Южной и Северной Русью и Новгородом. Центр русской государственной жизни переместился на север во Владимирскую Северную Русь, где была сильная единодержавная княжеская власть.

Несмотря на христианские добродетели святого князя Андрея, на его чрезвычайную доброту и благочестие, были у него тайные завистники и враги из числа его приближенных. В ночь с 3(16) на 4(17) июля великий князь принял мученическую кончину от рук заговорщиков и изменников в своем Боголюбском замке. Духовенство и народ с плачем торжественно предали земле честное тело князя в златоверхом Успенском соборе, который сам он создал.

15 (28) октября 1702 года Петром I были обретены святые мощи великого князя. Тогда же Русская Православная Церковь канонизировала Святого князя Андрея Боголюбского в лике благоверного и было составлено его житие.

Вера в Бога, любовь ко Господу и Его Пречистой Матери руководили святым князем Андреем во всех его делах. Всю свою жизнь святой князь посвятил служению Богу и заботе о Русской земле. Он был одним из первых создателей централизованного Великорусского государства.

По милости Божией и предстательству Пресвятой Богородицы со времен святого Андрея Боголюбского до наших дней сохранились великие святыни:

- чудотворная икона Божией Матери Владимирская и двусторонняя икона Спаса Нерукотворенного и «Поклонением Кресту» в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее;

- чудотворная икона Божией Матери Боголюбивая - хранится во Владимиро-Суздальском музее;

Владимирский Успенский собор, храм Покрова на Нерли и многие другие храмы, построенные князем Андреем, сохранившись через века, существую сейчас.

Святые мощи благоверного князя Андрея в настоящее время находятся в Андреевском приделе Успенского Собора во Владимире и открыты для поклонения.

Он считается небесным покровителем управленцев, политиков, строителей и храмоздателей. К нему обращаются за помощью в минуты ослабления веры, молят о сохранении мира и прекращении междоусобиц, просят о даровании милостивого и справедливого правителя.

В 2017 году для нашего храма Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутово в Боголюбском монастыре была написана икона святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. И все прихожане нашего храма могут поклониться и почтить этого великого святого.

Святой благоверный княже Андрее моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8:

Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче, великий княже Андрее, с ними же Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти и сыновом российским спастися.

Кондак, глас 8:

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.