Крещение

Мастерская

Паломническая поездка Киев-Чернигов-Почаев

Свято-Введенская обитель

Икона Божией Матери ''Призри на смирение''
Икона Божией Матери
"Призри на смирение"
(Киевская)

Предпоследний день нашего путешествия начался с посещения Киевского Свято-Введенского мужского монастыря. Внешне неприметная церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы находится недалеко от Лавры, почти в самом центре Киева. История этой сравнительно молодой обители отражает историю нашего государства. Монастырь несколько раз разорялся и возобновлялся снова. Внешняя скромность обители контрастирует с внутренним убранством храма. При входе в церковь сразу бросается в глаза икона прекрасного письма, находящаяся слева от иконостаса. Это чудотворный образ Божией Матери "Призри на смирение" - главная святыня обители. Справа от иконы в раме находится серебряный отпечаток иконы, который чудесным образом проявился на стекле киота 1 августа 1993 года в день памяти Преп.Серафима Саровского. По молитвам у этой иконы зафиксировано множество исцелений и чудес. В храме всегда стоит очередь желающих приложиться к этому благодатному образу. В нижнем храме Димитрия Солунского покоятся мощи основательницы монастыря монахини Димитры (ум.1878) и ждут прославления подвижницы. Справа от иконостаса лежат мощи схимонахини Олимпиады. С Введенской обителью расставались неохотно, но нас ждала другая святыня - Китаевская пустынь.

Китаевская пустынь

Китаевская пустынь
Китаевская пустынь

Одно из самых красивейших мест, которые мы посетили в нашей недельной поездке, - Китаевская пустынь. Обитель расположена в живописном месте среди старых могучих деревьев. Зеленые купола храмов гармонируют с окружающей природой. Множество цветов во дворе украшают это тихое и уютное место. В монастыре несколько храмов - Свято-Троицкий храм (1767), Церковь 12 Апостолов (1835), Церковь Серафима Саровского (1904). По преданию основание пустыни приписывается князю Андрею Боголюбскому. Князь уединялся для молитвы, отгораживаясь от мира как бы стеной - "китаем".

Мы приехали в обитель в середине дня, когда богослужение уже закончилось. У одной из могил возле Свято-Троицкого храма совершался молебен. Это была могила Христа ради юродивого старца-иеросхимонаха Феофила (ум.1853). Сегодняшний день, как оказалось, был днем памяти этого пока еще неизвестного нам святого. После молебна нам рассказали об этом удивительном подвижнике. Преп.Феофил предрек Николаю I поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. У преп.Феофила духовно окормлялись - Христа ради юродивый рясофорный инок Паисий (Яроцкий, ум.1893), последний духовник Киево-Печерской лавры дореволюционного времени старец-иеромонах Алексий (Шепелев, ум.1917). 27 июля 1993г. собор УПЦ канонизировал преп.Феофила, причислив его к лику святых. Нетленные его мощи покоятся в храме Святой Троицы.

Затем мы подошли к могиле старца Досифея (ум.1776). Под именем старца Досифея подвизалась в древних (XI века) пещерах Китаевской Пустыни Преп.Досифея (Дарья Тяпкина). Именно она благословила Преп.Серафима Саровского на иночество в Саровскую обитель. В 1774г. старца Досифея посетила императрица Елисавета Петровна. В 1993г. в Киево-Печерской Лавре совершилось торжественное прославление подвижницы в лике местночтимых святых г.Киева.

После посещения Свято-Троицкого храма и поклонения мощам преп.Феофила мы отправились в китаевские пещеры, расположенные неподалеку. Пройдя мимо живописных монастырских прудов, мы стали подниматься по крутой тропе, которая вывела нас на высокую гору. С горы открывается красивейший вид на холмы, покрытые густым лесом, среди которых виднеются зеленые купола Троицкого храма. Китаевские пещеры являются самыми молодыми из известных киевских пещер, но зато они сохранились в почти первозданном виде. При входе в пещеры приятно порадовали глаз продающиеся номера "Русского дома" и "Руси Державной".

Голосеевская пустынь

Трапеза в этот день была в Голосеевской Пустыни. Пустынь находится в трех верстах от Китаевской Пустыни. Она была основана в ХVII в. как скит Лавры. Основание скиту положил киевский Митрополит Петр Могила, построив церковь Иоанна Сочавского и создав хутор Киево-Печерской Лавры. Из всех обителей, которые мы посетили, Голосеево в наибольшей степени подверглось разорению. Почти не сохранилось ни одной постройки дореволюционного времени. Сейчас монашеская жизнь в обители возобновлена. Полным ходом идет строительство Покровского храма, восстановлена домовая церковь Иоанна Многострадального (1845), построена временная звонница с прекрасным подбором колоколов. В церкви Иоанна Многострадального находятся мощи новопрославленного подвижника последнего времени старца Алексия Голосеевского (ум.1917). Рядом с домовой церковью сохранилась могила схимонаха Парфения Киевского (ум.1855), молитва которого находится почти в каждом молитвослове. Бережно сохраняется могила старца Алексия. Рассказывают, что при обретении мощей преп.Алексия миро пропитало землю на полтора метра вокруг могилы. В советское время могилки подвижников оберегала старица Алипия (ум.1988), которая пронесла "негасимую лампаду Печерской Лавры" до нашего времени.

Больничная церковь Св.Князя Владимира

На всенощном бдении в канун дня памяти Святого Равноапостольного Великого князя Владимира мы молились в маленькой домовой больничной церковке, освященной в честь Св.Князя Владимира. Она находится неподалеку от огромного Князь-Владимирского собора, захваченного филаретовцами. Наталья Анатольевна, несколько лет певшая в соборном хоре, и присутствующая при захвате храма оголтелыми националистами, рассказала, что до раскола на престольный соборный праздник собирались тысячи людей, народ стоял вокруг собора плотной толпой. Теперь же, если в соборе присутствует сто человек - это уже много. В нашей больничной церкви яблоку упасть было негде.

Феофаниевская пустынь

Феофаниевская пустынь. Храм Пантелеимона целителя
Храм Пантелеимона целителя

В Феофаниевскую пустынь мы приехали поздним вечером. Место это известно с XVII века. С 1799г. это была летняя резиденция епископа Феофана (Шиянова), кому и обязана пустынь своим названием. С 1861г. приписана к Михайловскому Златоверхому монастырю. Ныне относится к Покровскому женскому монастырю.

Надо сказать, что график наших поездок был очень плотный и насыщенный, и за неделю мы посетили очень много святых мест. Но когда шел предпоследний день паломничества, мы стали думать и о тех местах, в которых мы уже не успеем побывать за оставшиеся часы. Так мы подумали и о Феофании. И когда после вечернего праздничного богослужения в больничной церкви Св.Владимира руководитель нашей группы Наталья Анатольевна неожиданно предложила нам все-таки доехать до Феофаниевской пустыни, мы с радостью согласились. Едем к святым источникам Феофании, их четыре - Пантелеимоновский, Казанской Божией Матери (с купелью), Архистратига Михаила, Слезы Божией Матери. Завтра - День памяти Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Наталья Анатольевна говорит, что купание в источнике будет для нас как бы Крещением от самого Великого князя. Источники находятся в большом овраге среди соснового леса. Спускаемся. Набираем воды. Окунаемся в Казанском источнике - вода теплая и мягкая. Быстро темнеет, начинается дождь. К автобусу возвращаемся, освещая тропинку фонариком. Подъезжаем к храму Пантелеимона целителя (1909), среди темноты осматриваем величественные контуры собора. Руководитель рассказывает драматическую историю, связанную с этим храмом. В первые месяцы после революции, когда группа художников расписывала стены, в храм ворвались чекисты и приказали прекратить работы. Художники отказались, за что были тут же расстреляны. И до сих пор в храме расписана только алтарная часть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Паломничества