Крещение

Мастерская

Традиция русской духовной музыки в практике работы гимназии "Ковчег" в направлении духовно-нравственного обучения и воспитания

Преподавать надо только то,
что может быть усвоено, переработано душой,
умом и сердцем, а не памятью.
Св. прав. Иоанн Кронштадский

Классическая гимназия "Ковчег" в с. Душоново была организована в 2000 году. В 2010 она отметила свое десятилетие и представляет собой тип общеобразовательной школы с православным уклоном. В ней соединяются религиозно-нравственное воспитание детей и современное естественнонаучное и гуманитарное образование, что наиболее способствует формированию полноценных граждан России.

Цель гимназии, к достижению которой стремится православная школа, может быть сформулирована следующим образом: Формирование в учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовывать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде.

Одним из аспектов гимназии является развитие нравственно-духовных навыков через духовную музыку, которые в нашей гимназии осуществляются с первого по одиннадцатый класс.

В первой половине учебного дня гимназисты усваивают общеобразовательные дисциплины. Вторая половина учебного дня полностью отдана преподаванию музыкальных дисциплин. Вот уже пять лет в нашей гимназии по настоянию директора школы, протоиерея Алексия Новичкова при "Детской школе искусств" города Щелково открыто эстетическое отделение, в преподавании которого входят следующие дисциплины:

1. Сольфеджио.
2. Общее фортепиано.
3. Хор.
4. Церковное пение.
5. Вокал.
6. Шумовой оркестр (для детей детского сада).

Обучение музыкальным дисциплинам проводится с 1 по 7 класс. По окончании выдается свидетельство Детской школы искусств государственного образца, но на этом обучение учащихся не заканчивается.

С VIII по XI одиннадцатый класс остаются дисциплины:

1. Церковное пение.
2. Хор.
3. Вокал.

Хотелось бы сказать и про детский сад, так как он базируется на территории школы, то дети обучаются музыкальным дисциплинам:

1. Ритмике.
2. Хору.
3. Игре на элементарных музыкальных инструментах (шумовой оркестр).

Хотелось бы отметить, что на музыкальном отделении в гимназии преподают педагоги со специальным музыкальным образованием: музыкальное училище, институт, а также консерватория. Педагоги, обучающие учащихся церковному пению, являются регентами храмов: Степанова Мария Геннадиевна - регент храма города Щелково в честь иконы Божией Матери Спорительница хлебов; Евдокимова Марина Юрьевна - регент Покровского храма города Щелково; педагоги: Виноградова Л. В., Писаревская А. Г., Цветкова Т.В. - поют в храмах на клиросах Щелковского благочиния, что является примером для гимназистов в нравственно-духовном воспитании.

При организации эстетического отделения в с. Душоново одной из основных концепций обучения, принятых директором школы протоиереем Алексием Новичковым, было обязательное участие обучающихся в процессе богослужения, а для этого надо научить детей церковному пению и чтению на клиросе.

Так как богослужебное пение напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит будущее духовной жизни нашей страны, очевидно немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практике церковно-певческого искусства.

В настоящее время гимназисты поют на всех праздничных богослужениях антифонно. Некоторые старшеклассники и выпускники поют на клиросе в храмах города Щелково: Лебедев Василий, Пожидаев Антон, Адигамов Кирилл, Мамаев Павел, Емельянова Оксана.

Нравственно-духовное музыкальное обучение начинается с семи тридцати утра. В это время из разных мест района и области отъезжают автобусы с детьми: Королев, Щелково, Ивантеевка, Фрязино, Фряново и близ лежащие села. Во время следования по маршруту дети начинают петь: тропарь святителю Николаю, Божией Матери. По приезду в гимназию идет молебен с чтением Евангелия и пением тропарей дня: понедельник - Архистратигу Михаилу и Небесным Силам; вторник - Иоанну Предтече; среда, пятница - Божией Матери, Кресту; четверг - святителю Николаю, а также Символ Веры. В дни Пасхи учащиеся поют особые церковные песнопения - Часы Пасхи.

Хотелось бы немного остановиться подробнее и пояснить, что пение этих песнопений - занятие не из простых, так как каждому тропарю соответствует глас осмогласия. В церковном пении их восемь.

Часы Пасхи поются тоже особым распевом, в которые входят несколько песнопений. Так гимназисты с детского сада шаг за шагом осваивают азы традиционных церковных песнопений. Конечно же, обучение в детском саду носит игровой (подражательный) характер.

Пение в начальной школе (1-й, 2-й класс) обиходных литургических песнопений (Благослови Душе моя Господа; Хвали Душе моя Господа; Во Царствии Твоем; Отче Наш; Богородице Дево; Трисвятое) перекликаются с такими игровыми песнопениями, как По дорожке в Божий храм; Хорошо весьма; Колыбельная Божией Матери. Так же на уроках исполняются песнопения, которые не являются богослужебными: Мирозаступница; песня-притча Робинзон и др. Во втором классе на занятиях церковного пения ребята начинают исполнять композиторскую музыку: Строкин - Богородице Дево; С. Прокофьев - Многолетие и др.

В настоящее время календарно мы находимся в преддверии Рождества, любимая пора и учащихся и педагогов. Это всеми любимые колядки и рождественские песнопения церковного обихода. Такие колядки как "Торжествуйте, веселитесь…", "Нова радость", "Небо и земля", "Добрый тебе вечер", рождественский международный гимн "Тихая ночь". Музыка русских композиторов: Дегтярёв "Тропарь Рождества", Архангельский "Святилен праздника", Бортнянский "Кондак Рождества". Песнопение церковного богослужения - ирмосы Рождества "Христос Рождается славите". Нельзя осуществлять духовно-нравственное воспитание без основ духовной русской музыки. Начиная с V по VIII класс, я ввожу в предмет церковного пения теоретические занятия. Мы говорим об истоках русской духовной музыки, которая берет своё начало с Византии, начиная с X века. На уроках мы говорим об особенностях осмогласия, о первых певческих школах на Руси, о том как храмовая музыка в конце XVII начале XVIII веках выходит из стен храма в светскую жизнь и появляются первые композиторы, которые пишут музыку на богослужебные тексты: Ведаль, Дилецкий. Более поздние композиторы, это Березовский, Бортнянский, Львов, Чайковский, Рахманинов, Чесноков. Некоторые из простых песнопений учащиеся старших классов исполняют, например: Рахманинов "Херувимская песнь", Кедров "Отче наш" и др.

В старших классах при изучении песнопений Всенощного бдения и Литургии на примере одного богослужебного текста показываю разные музыкальные направления. Например: "Блажен муж":

"Святый Боже":

Хотелось бы рассказать об одном мероприятии, которое в Душоново проходит с 2007 года. Это фестиваль славянской письменности и культуры в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, которое проходит вместе с Комитетом по образованию города Щелково. Не нем собираются все филиалы гимназии "Ковчег": города Щелково, Королев, село Анискино и Душоново. Фестиваль насчитывает гостей и участников около 500 человек. На фестивале гимназии обмениваются опытом работы, показывают свои наработки - выступления хоров, солистов и театральных постановок. Так же в числе приглашенных, дети из Общеобразовательных школ города Щелково, Фряново, села Огуднево, Детской школы искусств города Щелково. В село Душоново в числе гостей фестиваля приезжают танцевальные коллективы города Щелково, Щелково-7, Фрязино. А так же в 2009-2010 году приезжали исполнители духовных баллад и стихов Светлана Копылова и Фотиния Никольская. В 2007, 2009 году на фестиваль в Душоново приезжал камерный оркестр Московской филармонии под управлением Геннадия Деркача, в программе которого исполнялась русская музыка композиторов Рахманинова, Бортнянского, Чайковского.

Выступление высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей формируют вкус у учащихся. Пение детей на церковном богослужении и участие в концертах фестиваля - все это формирует нравственно-духовную направленность в развитии полноценной личности, которая реализовывает свои природные возможности в новой социально-экономической среде общества и формирует личность будущего поколения, как созидание прекрасного в содружестве с совестью и Богом.

Приобщение к русской традиционной духовной музыке дает выпускникам православной гимназии "Ковчег" возможность найти ответ на вопрос: Как и для чего жить на Руси?

И хотелось бы закончить словами русского писателя Ивана Ильина: "Все что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято творчески, продумано, утверждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами".

Педагог эстетического отделения Детской школы искусств города Щелково
при православной гимназии "Ковчег" Евдокимова Марина Юрьевна