Классическая гимназия "Ковчег" в с. Душоново была организована в 2000 году. В 2010 она отметила свое десятилетие и представляет собой тип общеобразовательной школы с православным уклоном. В ней соединяются религиозно-нравственное воспитание детей и современное естественнонаучное и гуманитарное образование, что наиболее способствует формированию полноценных граждан России.
Цель гимназии, к достижению которой стремится православная школа, может быть сформулирована следующим образом: Формирование в учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовывать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде.
Одним из аспектов гимназии является развитие нравственно-духовных навыков через духовную музыку, которые в нашей гимназии осуществляются с первого по одиннадцатый класс.
В первой половине учебного дня гимназисты усваивают общеобразовательные дисциплины. Вторая половина учебного дня полностью отдана преподаванию музыкальных дисциплин. Вот уже пять лет в нашей гимназии по настоянию директора школы, протоиерея Алексия Новичкова при "Детской школе искусств" города Щелково открыто эстетическое отделение, в преподавании которого входят следующие дисциплины:
1. Сольфеджио.
2. Общее фортепиано.
3. Хор.
4. Церковное пение.
5. Вокал.
6. Шумовой оркестр (для детей детского сада).
Обучение музыкальным дисциплинам проводится с 1 по 7 класс. По окончании выдается свидетельство Детской школы искусств государственного образца, но на этом обучение учащихся не заканчивается.
С VIII по XI одиннадцатый класс остаются дисциплины:
1. Церковное пение.
2. Хор.
3. Вокал.
Хотелось бы сказать и про детский сад, так как он базируется на территории школы, то дети обучаются музыкальным дисциплинам:
1. Ритмике.
2. Хору.
3. Игре на элементарных музыкальных инструментах (шумовой оркестр).
Хотелось бы отметить, что на музыкальном отделении в гимназии преподают педагоги со специальным музыкальным образованием: музыкальное училище, институт, а также консерватория. Педагоги, обучающие учащихся церковному пению, являются регентами храмов: Степанова Мария Геннадиевна - регент храма города Щелково в честь иконы Божией Матери Спорительница хлебов; Евдокимова Марина Юрьевна - регент Покровского храма города Щелково; педагоги: Виноградова Л. В., Писаревская А. Г., Цветкова Т.В. - поют в храмах на клиросах Щелковского благочиния, что является примером для гимназистов в нравственно-духовном воспитании.
При организации эстетического отделения в с. Душоново одной из основных концепций обучения, принятых директором школы протоиереем Алексием Новичковым, было обязательное участие обучающихся в процессе богослужения, а для этого надо научить детей церковному пению и чтению на клиросе.
Так как богослужебное пение напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит будущее духовной жизни нашей страны, очевидно немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практике церковно-певческого искусства.
В настоящее время гимназисты поют на всех праздничных богослужениях антифонно. Некоторые старшеклассники и выпускники поют на клиросе в храмах города Щелково: Лебедев Василий, Пожидаев Антон, Адигамов Кирилл, Мамаев Павел, Емельянова Оксана.
Нравственно-духовное музыкальное обучение начинается с семи тридцати утра. В это время из разных мест района и области отъезжают автобусы с детьми: Королев, Щелково, Ивантеевка, Фрязино, Фряново и близ лежащие села. Во время следования по маршруту дети начинают петь: тропарь святителю Николаю, Божией Матери. По приезду в гимназию идет молебен с чтением Евангелия и пением тропарей дня: понедельник - Архистратигу Михаилу и Небесным Силам; вторник - Иоанну Предтече; среда, пятница - Божией Матери, Кресту; четверг - святителю Николаю, а также Символ Веры. В дни Пасхи учащиеся поют особые церковные песнопения - Часы Пасхи.
Хотелось бы немного остановиться подробнее и пояснить, что пение этих песнопений - занятие не из простых, так как каждому тропарю соответствует глас осмогласия. В церковном пении их восемь.
Часы Пасхи поются тоже особым распевом, в которые входят несколько песнопений. Так гимназисты с детского сада шаг за шагом осваивают азы традиционных церковных песнопений. Конечно же, обучение в детском саду носит игровой (подражательный) характер.
Пение в начальной школе (1-й, 2-й класс) обиходных литургических песнопений (Благослови Душе моя Господа; Хвали Душе моя Господа; Во Царствии Твоем; Отче Наш; Богородице Дево; Трисвятое) перекликаются с такими игровыми песнопениями, как По дорожке в Божий храм; Хорошо весьма; Колыбельная Божией Матери. Так же на уроках исполняются песнопения, которые не являются богослужебными: Мирозаступница; песня-притча Робинзон и др. Во втором классе на занятиях церковного пения ребята начинают исполнять композиторскую музыку: Строкин - Богородице Дево; С. Прокофьев - Многолетие и др.
В настоящее время календарно мы находимся в преддверии Рождества, любимая пора и учащихся и педагогов. Это всеми любимые колядки и рождественские песнопения церковного обихода. Такие колядки как "Торжествуйте, веселитесь…", "Нова радость", "Небо и земля", "Добрый тебе вечер", рождественский международный гимн "Тихая ночь". Музыка русских композиторов: Дегтярёв "Тропарь Рождества", Архангельский "Святилен праздника", Бортнянский "Кондак Рождества". Песнопение церковного богослужения - ирмосы Рождества "Христос Рождается славите". Нельзя осуществлять духовно-нравственное воспитание без основ духовной русской музыки. Начиная с V по VIII класс, я ввожу в предмет церковного пения теоретические занятия. Мы говорим об истоках русской духовной музыки, которая берет своё начало с Византии, начиная с X века. На уроках мы говорим об особенностях осмогласия, о первых певческих школах на Руси, о том как храмовая музыка в конце XVII начале XVIII веках выходит из стен храма в светскую жизнь и появляются первые композиторы, которые пишут музыку на богослужебные тексты: Ведаль, Дилецкий. Более поздние композиторы, это Березовский, Бортнянский, Львов, Чайковский, Рахманинов, Чесноков. Некоторые из простых песнопений учащиеся старших классов исполняют, например: Рахманинов "Херувимская песнь", Кедров "Отче наш" и др.
В старших классах при изучении песнопений Всенощного бдения и Литургии на примере одного богослужебного текста показываю разные музыкальные направления. Например: "Блажен муж":
"Святый Боже":
Хотелось бы рассказать об одном мероприятии, которое в Душоново проходит с 2007 года. Это фестиваль славянской письменности и культуры в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, которое проходит вместе с Комитетом по образованию города Щелково. Не нем собираются все филиалы гимназии "Ковчег": города Щелково, Королев, село Анискино и Душоново. Фестиваль насчитывает гостей и участников около 500 человек. На фестивале гимназии обмениваются опытом работы, показывают свои наработки - выступления хоров, солистов и театральных постановок. Так же в числе приглашенных, дети из Общеобразовательных школ города Щелково, Фряново, села Огуднево, Детской школы искусств города Щелково. В село Душоново в числе гостей фестиваля приезжают танцевальные коллективы города Щелково, Щелково-7, Фрязино. А так же в 2009-2010 году приезжали исполнители духовных баллад и стихов Светлана Копылова и Фотиния Никольская. В 2007, 2009 году на фестиваль в Душоново приезжал камерный оркестр Московской филармонии под управлением Геннадия Деркача, в программе которого исполнялась русская музыка композиторов Рахманинова, Бортнянского, Чайковского.
Выступление высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей формируют вкус у учащихся. Пение детей на церковном богослужении и участие в концертах фестиваля - все это формирует нравственно-духовную направленность в развитии полноценной личности, которая реализовывает свои природные возможности в новой социально-экономической среде общества и формирует личность будущего поколения, как созидание прекрасного в содружестве с совестью и Богом.
Приобщение к русской традиционной духовной музыке дает выпускникам православной гимназии "Ковчег" возможность найти ответ на вопрос: Как и для чего жить на Руси?
И хотелось бы закончить словами русского писателя Ивана Ильина: "Все что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято творчески, продумано, утверждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами".