Крещение

Мастерская

"Склонись, Россия, на колени к подножью Царского Креста!"

Раннее утро у ворот Новоспасского монастыря г.Москвы. Один за другим собираются паломники, чтобы отправиться на многострадальную уральскую землю, к месту памяти и покаяния, к месту убийства Помазанника Божия Николая II, его семьи и великих князей Романовых. Пройдут скорбные дни лихолетья, русский народ, испив чашу бед и скорбей, осознав свой грех попустительства в пролитии царской крови, грех молчания о соделанном зле, пойдет путем покаяния. С осознанием это-го греха 48 паломников из разных храмов спустились в усыпальницу Романовых, чтобы отслужить панихиду у гробницы великого князя Сергея Александровича, мужа Великой княгини Елисаветы Федоровны, который был убит в 1905 году террористом Каляевым. Пролилась кровь невинно убиенного.

Царский тур

Нам предстоял большой и сложный путь. Мы просили помощи и благословения у царского рода и эту помощь мы ощущали во время всего паломничества. А началось с того, что нас ждал у стен монастыря бельгийский автобус, с надписью "King Tours", который мы перевели как "Царский тур", одного из водителей звали Сергей. Автобус прибыл из Твери, где в Свято-Троицком соборе находятся мощи духовника Марфа-Мариинской обители отца Митрофана Серебрянского, в монашестве - Сергия, причисленного к лику святых.

Первая наша остановка была у Боголюбской иконы Божией Матери. Здесь мы просили заступничества Ее и благоверного князя Андрея Боголюбского, которые не оставили нас без своего покровительства. И опять кровь мученика. Лестничная башня, памятная тем, что в 1174 году израненный в своей опочивальне заговорщиками-боярами князь Андрей сполз по ступеням винтовой каменной лестницы, скрылся в нише за столпом, но был обнаружен и добит убийцами. 33 кровавые ступени, которые легли на совесть русского народа.

Боголюбский Рождественский Богородицкий монастырь

Боголюбово. Вход в Лестничную башню

Боголюбово. Росписи Лестничной башни

Ночь - в автобусе. Рано утром уже Урал. Пермская область. Белогорский Свято-Никольский монастырь встретил громадным 10 метровым крестом, установленным в память о чудесном избавлении Наследника Цесаревича Николая Александровича от опасности в Японии 29 апреля 1891 года.

Белогорье. 10-метровый Крест
Белогорье. 10-метровый Крест

В соборном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня на аналое - редкая икона святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Список привезен из Германии, г.Дармштадта, из русского православного храма св. Марии Магдалины. Этот храм - дар императора, Царя-мученика Николая II своей супруге Александре. Император часто приезжал с семьей в Дармштадт и присутствовал как на закладке здания в 1897 году, так и на освящении в 1899 году. Ценный кавказский мрамор для постройки был доставлен из России. Также из России была привезена земля под фундамент, чтобы храм стоял на родной земле. При входе - портреты царя и царицы в молодости.

Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Храм в Дармштадте
Преподобномученица
Великая Княгиня Елисавета
Храм в Дармштадте

Елисавета Федоровна посещала Белогорский монастырь и пешком ходила к старцам в Свято-Серафимовский скит, который был создан в память рождения Наследника престола Цесаревича Алексия, расположенный в 5 км от монастыря. Это посещение монахи любовно хранят в своих сердцах. Фавором была для нее в те дни Белая гора. Но за Фавором следует Голгофа.

Красоту и величие Белой горы сравнивали с пейзажами святой горы Афон, а монастырь в народе прозвали Уральским Афоном. С горы видно Урал в радиусе 120 км. Одно слово - красота. Надо побывать и увидеть.

Братия с любовию приняла нас, накормила и оставила на ночь. Утром, постояв на монашеском правиле, мы отправились за уральский хребет, в Екатеринбург. Не угодна была наша поездка врагу рода человеческого. Ломается автобус, среди чистого поля. Помощи ждать неоткуда. Водители сами снимают громадные колеса и ищут причину поломки. Автобус очень старый. А мы идем на поле и начинаем общую молитву. Читаем акафисты. Стоим более двух часов. А когда запели канон Божией Матери, после молитвы "Царице моя Преблагая…", на чистом небе вокруг солнца появилась радуга. Все упали со слезами на колени. Царица небесная не оставила нас. Вскоре исправили поломку и двинулись дальше. Вот оно - чудо.

Екатеринбург встретил нас моросящим дождем, как бы отвечая нашему внутреннему состоянию. Сейчас мы вступим на землю, на которой было совершено злодеяние, и за которое мы до сих пор расплачиваемся. Подходим к кресту с надписью "Склонись, Россия, на колени к подножью Царского Креста!"

Крест на месте убийства Царя
Крест на месте убийства Царя

Мы не Россия, мы ее крохотная частичка, которая падает на колени за себя, за своих родных и близких, за тех, кто не может сюда попасть, за своих предков, допустивших это злодеяние. Императора Николая II и его семью большевики везут убивать из Тобольска в Екатеринбург. Почему? Потому что здесь есть Ипатьевский дом - где по их замыслу и должен быть убит последний русский Император, - ведь первый русский Царь из династии Романовых Михаил Федорович был признан народом на царство в 1612 году в Ипатьевском монастыре (Кострома). Большевики убивали не просто Романовых, они убивали три последних столетия российской истории, убивали Россию. В 1824 году Преподобный Серафим Саровский пророчествовал: "Будет Царь, который меня прославит, после чего будет Великая Смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя. Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит". Сбылось пророчество. На другой стороне Креста надпись: "Царю-мученику, его августейшей семье и верным слугам с покаянием от русского народа". Рядом другой Крест, на месте убийства. За ним часовня преподобномученицы Елисаветы, а рядом тянется ввысь строящийся Храм-памятник на Крови во имя Всех святых в Земле Российской просиявших. Три года назад здесь его не было. Хотели восстановить Ипатьевский дом, а старец о. Николай с Залита благословил строить храм.

Служим молебен. Сегодня день рождения цесаревны Марии Николаевны. Из Петербурга приехала семья и пришла к кресту помолиться цесаревне. Глава семьи Андрей согласился проводить нас на "Ганину яму", он был здесь раньше. Вспомнили мы благоверного князя Андрея Боголюбского. Не он ли послал нам провожатого?

Ганина яма. Вход в монастырь
Ганина яма. Вход в монастырь

Ганина яма
Ганина яма

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в подвале дома инженера Ипатьева, что на Вознесенской горке в Екатеринбурге было совершено изуверское убийство Помазаника Божия царя Николая II, царицы Александры Федоровны, царевен: Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, наследника цесаревича Алексия и их приближенных. Тела членов Августейшей семьи и всех других были положены в грузовой автомобиль и увезены на глухой рудник в урочище Четырех Братьев и сброшены в старую шахту (Ганина Яма). Для сокрытия от мира совершившегося зла останки были извлечены их шахты, расчленены и при помощи серной кислоты и бензина сожжены на двух кострах. Анализ земли показывает в ней наличие человеческого жира.

Вместе с Андреем мы поздно вечером подъехали к этому страшному месту. Несколько человек из нашей группы были здесь два года назад. Была одна яма, а сейчас мы подъехали к забору из частокола. Нашли вход, и попали в монастырь. Оказалось, что в 2000 году Святейший Патриарх Алексий II посетил это место и благословил строительство монастыря. Семь членов царской семьи и семь чудо-храмов взметнулись в небо. Семнадцать мучеников. Семнадцать куполов и семнадцать крестов освящают эту Святую землю. Ждет монастырь раскаявшуюся Россию, ждет каждого из нас. Каждый год тысячи людей и не только из России стекаются 17 июля в Екатеринбург, чтобы крестным ходом пройти по кровавому пути, сюда, к Ганиной яме, в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Вокруг старой шахты сделан деревянный помост, по которому проходят все паломники, с молитвой "Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!".

19 мая 2001 года в день рождения царя Николая в монастырь крестным ходом был торжественно перенесен Крест-мощевик, принадлежавший царской семье. Позже появились и другие святыни - икона Феодоровской Божией Матери и икона Николая Угодника также принадлежавшие им.

С необычайной любовью встретила нас братия. Уложила на ночлег в деревянном храме, с истопленной изразцовой печью. Утром, отстояв литургию и причастившись, мы осмотрели монастырь. Долго молились на Ганиной яме, приносили свое, какое могли, покаяние. Благословили нас набрать немного священной земли, для тех, кого не было с нами. Потом обед. Водителям даже истопили баню. Приглашали еще приехать вечером. Но дальше путь наш лежал в Верхотурье.

Еще за несколько месяцев до поездки одна прихожанка нашего храма написала икону святого праведного Симеона Верхотурского, подарила житие с акафистом, маслице и воду из с. Меркушино, где были обретены мощи праведного. Было впечатление, что сам святой Симеон пришел и позвал нас к себе. Эту икону мы везли с собой, и она вместе с иконой Царских мучеников освящала нам дорогу.

Северный Урал. Древний город Верхотурье. Свято-Никольский мужской мона-стырь - огромный по территории кремль. Здесь один из крупнейших соборов Русской церкви - Крестовоздвиженский. Этот Храм был построен к 300-летию правления в России династии Романовых. 1914 год. 16 июля в монастырь прибыла Августейшая паломница Великая княгиня Елисавета Федоровна. 17 июля ей сообщили о всеобщей мобилизации и неизбежности войны. 18 июля за литургией Елисавета Федоровна причащалась. Предполагавшаяся поездка в Алапаевск из-за войны отменялась. Не пришло еще время.

А мы, как бы продолжили ее намерения и из Верхотурья, приложившись к мощам святого праведного Симеона и причастившись, отправились в АЛАПАЕВСК.

Там были убиты члены Российского Императорского Дома. Так к Алапаевску пришло бессмертие. Проклятое бессмертие. Алапаевские мученики. Великая княгиня Елисавета Федоровна, великий князь Сергей Михайлович, князья Крови Императорской Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи (сыновья великого князя Константина Константиновича), Владимир Палей. Их обрекли на смерть только за то, что они были Романовы, за то, что принадлежали к династии, создавшей Великую Российскую империю. Вместе с ними взошли на Голгофу отказавшиеся их покинуть инокиня Варвара, келейница Елисаветы Федоровны, и Федор Семенович Ремез, секретарь великого князя Сергея Михайловича. Они были убиты 18 июля 1918 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, который был духовным строителем Российского государства. 18 июля - день именин великого князя Сергея Александровича, мужа великой княгини, день, с которым связаны самые счастливые ее воспоминания. Не казнены, как лживо утверждает мемориальная доска на здании Напольной школы, куда поместили их по приезде в Алапаевск, а именно убиты, без суда, без приговора. Более семидесяти лет Алапаевск гордился недоброй славой. До сих пор его улицы носят имена тех, на чьей совести невинно пролитая кровь - председателя ЧК Говырина, комиссара юстиции Соловьева, председателя совдепа Абрамова … Но медленно и тяжело приходит понимание, что не эти улицы ведут к храму, что к храму ведет совсем другая дорога.

г.Алапаевск (школа)
г.Алапаевск (школа)

Из Алапаевска мы сразу отправились на место убийства, к заброшенной шахте возле речки Межной, по той же дороге, по которой 17 июля 1918 года везли узников. В душе у нас - смятение и страх. Их подводили по одному к провалу шахты, били сзади обухом топора по голове и сбрасывали вниз. Жертвы разбивались, падая с высоты, ударяясь о старые крепежные бревна, которыми была забита шахта. Сопротивлялся убийцам только великий князь Сергей Михайлович, - его застрелили. Другие были сброшены в шахту живыми; палачи поняли это, когда до них донеслись стоны мучеников. Убийцы забросали шахту гранатами - осколками был убит Федор Ремез. Остальные продолжали жить, вернее, мучительно умирать от ран, голода, жажды еще несколько дней.

Шахта

Два года назад здесь тоже ничего не было. Теперь здесь строится монастырь в честь Всех Новомучеников Российских. Символично, что настоятель монастыря о. Моисей перешел в православную веру из католичества, как когда-то Елисавета Федоровна из протестантства. Подходим к месту шахты, начинаем молиться, а в душе нет печали, только покой и радость, которая охватывает всех и начинают петь пасхальные стихиры, и звучит "Христос Воскресе!". Это же место их Вознесения. Здесь произошло живое общение с Алапаевскими мучениками. Монахиня из Марфо-Мариинской обители, которая ехала с нами, все время говорила: "Она здесь, Елисавета Федоровна, она с нами". И это было так. Возвращаемся в Алапаевск. Рядом с Напольной школой, местом заключения узников расположился филиал Марфо-Мариинской обители, сестры которой с любовию приняли нас, накормили, устроили на ночлег. На другой день, провожая нас (мы уезжали в монастырь на службу) говорили, если будет вам плохо в Москве - приезжайте к нам, мы всех вас примем.

Возвращаемся в монастырь, где в 1991 году над шахтой на Межной был установлен покаянный крест, позднее построена часовня. Ныне здесь возносит главу мужской монастырь, куда 17-18 июля устремляются тысячи паломников из России и всего мира.

После службы и причастия - молебен с акафистом у покаянного креста.

В Алапаевске мы побывали в Свято-Троицком соборе, где великим князьям разрешалось посещать богослужения. В склепе этого собора члены Российского Императорского дома при большом стечении народа были торжественно погребены после того, как в город вошли белогвардейские части.

Уезжая из Алапаевска, вспоминаем, что кто-то сказал, что раньше к Царю не каждый мог попасть, а теперь каждый может к нему обратиться со своей сердечной молитвой, как и ко всем святым.

Мы прощаемся с Алапаевскими святыми, но не прощаемся с Великой Княгиней, которая приводит нас через Пермь и Казань к своему духовнику преподобному Гавриилу (Зырянову), совершенно чудным образом. Но прежде чем попасть в Пермь, среди поля, ночью загорается наш автобус. Паники нет. Все выходят. Водители тушат пламя и начинают ремонт. Уже поздний вечер, на пустой дороге, почти без денег. Пешком не дойти не до Екатеринбурга, ни до Перми. Опять молитва. Никакого испуга. Все воспринимается так, словно так должно и быть. Не могут нас оставить Угодники Божии, просто это испытание, которое мы должны были пройти. К середине ночи, что-то там починили, и мы отправились дальше, правда, до первого автосервиса. А потом Пермь. В Перми попадаем в Кафедральный собор, где Великая Княгиня была на молебне святителю Стефану Пермскому, во время пребывания своего на пермской земле. Здесь узнаем от местного священника историю епископа Александра (Анатолия Толстопятова, сына знаменитого ученого Толстопятого, который прославился своими работами по кристаллографии), захоронение которого находятся за алтарем храма. Готовятся материалы о канонизации епископа. Его жизненный путь схож с житием святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Кто не хочет приложиться к образу Казанской иконы Божией Матери, побывав в Казани? Самый старый список, как нам сказали, с этой иконы находится в кладбищенском храме, который оказался закрыт, так как в Казань мы попали уже вечером. Молимся у дверей храма. Вдруг к нам подходят двое молодых людей, берут благословение у батюшки. Значит свои. Мы к ним с вопросом, нельзя ли найти сторожа, чтобы нам открыли храм, а они нам в ответ, не хотим ли мы посетить Седмиезерскую Богордичную пустынь, что в 20 км отсюда. Большинством голосов было решено заехать туда. О ней мы ничего не знали. Эти молодые люди сели на свои Жигули, проводили нас до пустыни, и никто не видел, куда они делись потом.

"Хотящи волю Господню разумети, святая Елисавето, всецело предала еси себе в послушание старцем Гавриилу Спасо-Елеазаровскому…", - читаем мы в Акафисте. Здесь в монастыре и покоятся мощи преподобного старца схиархимандрита Гавриила. Великая княгиня была постоянной посетительницей старца и через нее протягивалась таинственная ниточка духовного общения старца с Царской Семьей. Старец Гавриил был наместником Седмиезерской Богордичной пустыни, но чем дальше простирались труды старца, тем более множились доносы недовольных из числа братии. Он вынужден был просить об увольнении от должности и один из его близких духовных детей, игумен псковской Спасо-Елиазаровской пустыни, смог выхлопотать перевод старца к себе, но перед смертью он возвращается в Казань. Почил он 24 сентября 1915 года, и Елисавета Федоровна приехала на его отпевание. Не Великая ли княгиня направила нас сюда, чтобы поклониться ее духовнику?

Из Казани мы уже домой, в Москву.

Матушка Галина (Александрова)