Крещение

Мастерская

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Наступил святой праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Все жители Иерусалима устремились в храм поклониться Животворящему Древу. Молодая женщина, недавно приехавшая в город совсем не ради праздника, захотела тоже попасть в церковь. Она вошла вместе со всеми в притвор, но протиснуться в толпе внутрь храма не могла. Какая-то сила останавливала ее и отбрасывала назад, когда та с новой силой возобновляла свои попытки. Несколько раз потерпев неудачу, женщина отошла и встала в углу церковной паперти.

Ее звали Мария. Она родилась в Египте, но в 12 лет оставила родителей и ушла в Александрию, где предалась распутной жизни. Более 17 лет она прожила в грехе, наслаждаясь им, видела в нем смысл всей жизни и ни о чем не задумывалась.

Однажды, она увидела множество людей, шедших из Ливии и Египта к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Св.Креста, и захотела присоединиться к ним. Но целью ее было не благочестивое паломничество, а распутство и любодеяние, которым она и предавалась во все дни на корабле и в городе, до того как захотела попасть в храм…

К сожалению, в современном обществе такой образ жизни признается практически нормой, тогда как в те времена он считался позорным. Люди забыли Бога и стали видеть смысл жизни только в получении удовольствия, утоления своих похотей. Многие и не задумываются о том, что это грех, это плохо, неправильно - не задумываются до тех пор, пока Господь не заставит их это сделать, как заставил Он очнуться от греховного забытья Марию, не допустив ее в храм.

Наверное, есть такие люди, которые не стали бы повторять своих попыток, встретив сопротивление, а просто пошли бы дальше заниматься своими обычными делами, забыв о случившемся. Ведь, если задуматься, так чаще всего и получается в наше время - человек приходит в храм без покаяния - внешне ему никакая сила не препятствует. Но его утомляет служба, он ничего не понимает, уходит, не дожидаясь конца службы, и скоро совсем может перестать ходить в церковь - т.е., буквально не сможет войти в нее. Древнее чудо повторяется.

Мария же задумалась, почему так происходит, и почувствовала, что это грехи ее не дают ей увидеть Животворящее Древо, и ее сердца коснулась благодать Господня. Она будто прозрела, увидела всю свою жизнь в истинном свете и ужаснулась.

К нам такое осознание чаще приходит постепенно, со временем. Например, сегодня в обществе не принятo считать грехом внебрачное сожительство. Главный аргумент разделяющих эту точку зрения - нужно для начала узнать человека хорошенько: подходим ли мы друг другу, сможем ли жить вместе? Не получится - ничего страшного! Мы же не поженились! Можно еще с кем-нибудь попробовать… А другие женятся, но боятся венчаться - ведь это на всю жизнь, а вдруг захотим развестись? Мы настолько ослепли, что подобные рассуждения представляются нам продиктованными здравым смыслом, а не грехом и чтобы разобраться в этом заблуждении, нужно войти в жизнь Церкви, получить разъяснение священника.

Но Марии Господь помог в одну минуту понять всю глубину ее падения. Ее естественной реакцией были покаянные слезы, даже не слезы, а рыдания и воздыхания ко Господу. Она подняла глаза и увидела перед собою икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой. Она просила Пречистую позволить ей войти в церковь и поклониться Животворящему Древу, обещала больше никогда не осквернять себя никакою плотскою скверною и отречься от мира. Матерь Божия услышала ее молитву, и вся дальнейшая жизнь Марии была покаянием и подвигом во имя Христа. Она безоговорочно, не раздумывая, обратилась к Богу, уповая на Его милосердие.

И в нашей жизни бывают моменты, когда мы осознаем вдруг всю тяжесть своих грехов и их безмерное множество. Но в такой ситуации важно еще понять, что мало просто увидеть свои грехи, нужна решимость исправиться, перестать грешить, в чем, собственно, и заключается покаяние. В эти моменты важно не предаться унынию, а обратиться с молитвой ко Господу и Богородице, прося у них заступничества подобно Марии.

Следуя велению Богоматери, после покаяния и принятия Святых Христовых Таин, Мария поселилась в безлюдной пустыни и провела там более 47 лет, терпя лишения и искушения, борясь со страстями. Не имея другой еды, она питалась кореньями и тем, что могла обрести в пустыни. Платье ее истлело, и ей пришлось терпеть от зноя и жары летом и холода зимой, но Пресвятая Богородица не оставляла и укрепляла ее. Самым страшным испытанием для нее стала тоска по прошлой жизни, 17 лет боролась она с блудным грехом - ровно столько, сколько была блудницей. Только горячее раскаяние, великая любовь к Богу и постоянная молитва помогли ей выдержать этот ужас. И вот в последующие 30 лет страдания прекратились - произошло чудо. Мария достигла такой святости, что переходила реку Иордан "яко по суху", цитировала фрагменты Священного Писания, хотя была неграмотная и никогда не брала в руки Библию. Но главное - она до сих пор искренно думала о себе, как о самом дурном и грешном человеке на свете, все чудеса она приписывала не себе, а относила к помощи Иисуса Христа и своей Небесной Покровительнице - Богоматери; в себе же не находила никаких достоинств.

В Православной Церкви преп.Марии Египетской воздается особенная честь. Она прославляется в неделю пятую Великого Поста и в день своей блаженной кончины 14 апреля (по новому стилю). Также на пятой седмице Великого Поста в среду вечером совершается особая служба, называемая "Стояние Марии Египетской", на которой читается Великий Канон и житие преп.Марии.

Раз Церковь так торжествует память Марии, значит, ее жизнь для нас особо назидательна. Конечно, мы не можем подражать ее подвигу, но она показывает нам пример истинного покаяния и исправления жизни.

Ольга Ушкевич

Источники

1. Преподобная Мария Египетская. Житие и канон. Фонд "Христианская жизнь". 2001

2. Великий Канон. Творение св.Андрея Критского. Издание Сретенского монастыря. М, 1999

3. Чтение на каждый день Великого Поста. Издание Сретенского монастыря. М, 2002

4. Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповеди. Том 1. Сестричество во имя Преподобномуч. Великой Княгини Елисаветы. Москва, 2003

5. Н.Е.Сухинина "За Иорданом, в пустыне жаркой". Журнал "Русский Дом" №4 2001г.

Паломничества