Крещение

Мастерская

Под благодатным Покровом

- А вы зачем ручку взяли? Что писать будете? О нашем храме и о папе, и о маминой больной ноге напишете? - непоседа Лизавета ходит за нами по пятам и интересуется всем.

Мы в трапезной неспешно беседуем с отцом Алексием Никоновым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Хомутова. Матушка налила нам душистого горячего чая и, извинившись, поспешила на родительское собрание старшего сына-десятиклассника. За хозяйку осталась Елизавета и живо взяла в оборот все хозяйство: "Что-то сорняков на грядке много, надо прополоть". - "Да уже осень, какая прополка? Урожай почти собран". - "Нет, еще помидоры есть и огурцы, хотите принесу?" - "Ну ладно, принеси, угостишь нас", - улыбается отец Алексий. И маленькие ножки топ-топ-топ вниз по крутой лестнице.

Первые наши вопросы о том, как пришел о. Алексий к вере, как стал священником. "Не сразу, в один момент стал верующим. Приходил к вере постепенно. Крестила в раннем детстве бабушка. Думаю, во многом благодаря ее молитвам и стал священником. Она искренне верующий человек. Я же пришел к вере уже в сознательном возрасте. Учился в техническом вузе, специальность - автомеханика. И хотя все обучение было построено на материалистических основах, мы не были материалистами, понимали, что есть что-то свыше, вне материального мира. Но это была не вера, а скорее суеверие. После института женился, стал работать. У многих бывает какой-то толчок, событие, преобразившее жизнь. У меня же сошлись воедино несколько событий, которые и привели нашу семью в храм.

Наиболее важное из них - это возрождение в Щелково Троицкого собора, мы жили неподалеку и как-то, из любопытства, зашли с женой в храм. Многое поразило, удивило, а главное, мы ощутили что-то совсем новое и неведомое нам. Вскоре жена сломала ногу и попала в больницу. Там она встретилась с отцом Александром Семеновым. После исповеди и долгой беседы с батюшкой, жена моя обратилась к вере и стала уже регулярно ходить в храм. Вместе с ней пришел в храм и я. Сначала просто приходили на службу, это были наши первые и еще очень осторожные шаги. Вскоре произошло еще одно событие - отец Алексий Новичков стал вести воскресную школу и, посещая ее, мы стали все больше и больше приобщаться к вере. А дальше пошли уже и реальные дела. Надо было ухаживать за болящей схимонахиней Корнилией. Матушка моя вместе с другими прихожанами активно включилась в это дело. Вот так, постепенно, мы оказались в ограде церковной, среди новой жизни, которая становилась для нас все более и более необходимой.

Прошло время, и отец Александр, совсем неожиданно для меня, спросил, не хочу ли я стать священником? Я никогда не думал об этом, поэтому крайне удивился. Через некоторое время батюшка более серьезно возобновил разговор о рукоположении: "Решайся, если не согласишься сейчас, потом труднее будет". Молились с женой долго, просили вразумления, а потом решили: "Господи, да будет воля Твоя".

Да, можно сказать мои первые шаги были сделаны в Троицком Соборе, здесь меня и рукополагали. Вскоре я был назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Богослово. Храм разрушен, надо восстанавливать. Было тяжело, но сейчас вспоминается этот период как самые счастливые годы. И, оглядываясь назад, понимаешь, что только милостью Божией смогли что-то сделать. Ведь ни духовного, ни хозяйственного опыта не было. Всему учились на ходу. Да и не я один прошел эту школу, все настоятели разрушенных храмов были в этих условиях.

Самое яркое воспоминание? А все годы как одно яркое воспоминание, как единое целое. Не могу ничего выделить. Первая Пасха, первое Рождество, а издали видишь как одно служение в первом твоем храме. Это не забывается.

Конечно, перевод сюда, в Покровский храм был неожиданным. Трудно было оторваться от прихода, столько было планов, думали с матушкой, вот и то, и другое надо сделать. Но получилось все не по-нашему, а по-Божьему. Пришлось привыкать к новому приходу. А ведь, знаете, каждый приход чем-то отличается от другого. Тем более сельский приход от городского. В деревне жизнь тихая, размеренная, здесь - совсем другая, более активная. Пришел в Покровский храм в 1999 году, а 2000-ый год был годом 200-летия нашего храма, возглавить праздничную службу пригласили Владыку Григория. Следом другое важное событие - прославление в лике святых бывшего настоятеля нашего храма новомученика Александра (Крутицкого).

Память его совершается 1 июля. Можно сказать, что это праздник всех православных Щелковского благочиния, но, увы, пока нет достойного почитания святого. Это сложный вопрос. Вообще, как мне кажется, нет должного осознания подвига новомучеников среди церковного народа. Не до конца поняли - что значит смерть за Христа. Наверное, осознание этого важнейшего периода в духовной жизни России придет позже. Многим непонятно то, что люди, жившие недавно среди нас, смертных, и, в общем-то, не выделявшиеся особыми дарованиями, теперь прославляются как святые. В народе почитаются чудотворцы, прозорливцы, те, кто имел дар исцеления, как, например, блаженная Матрона. А подвиг мученичества не совсем оценен. Зачастую, желание чуда, что здесь поделаешь, в народе больше и важнее внешне простой, но приводящей к Царствию Небесному жизни за Христа.

Хотя русский народ всегда отличался особым почитанием своих святых. Недавно приехали из Италии. Впечатлений много. Так получилось, что проехали на машине через всю Европу: Белоруссия, Польша, Германия, Австрия. Вы знаете, интересно… первые несколько дней. Красиво, домики как игрушечные, аккуратненькие, с цветочками, газончиками. Красиво, но все как-то очень размеренно, по линеечке, скучно для русской души. Люди доброжелательные, улыбчивые, но скорее это вежливость, этикет. Что в душе, сложно сказать. В храмах много людей, в том числе и молодежи. В соборе святого Петра увидели людей, с интересом рассматривающих фрески, картины Микеланджело. Нам показалось, что для них собор - это, прежде всего, музей. Спросили, где мощи святого апостола Петра? "Где-то здесь", - был ответ. Мы нашли и приложились к святыне. Также с трудом нашли крипт с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. И здесь у раки никого. Если идут поклоняться святым, значит это православные, в основном русские".

На вопрос, какие проблемы существуют в современной приходской жизни, отец Алексий на минуту задумался.

"Общие проблемы, те же, что и для всей Церкви. Сейчас идет повсеместное восстановление, реставрация церквей. Но хозяйственные проблемы, которые всегда есть и которые надо решать, не первостепенные, это не главное. Даже в разрушенном храме главная проблема - проблема человека, его место в Церкви. Хорошо, что стало приходить больше людей, но пока многие не осознали до конца, для чего мы приходим в храм. Споры, недоумения, вопросы по самым разным вопросам. У каждого свое понимание христианства, каждый доказывает свою точку зрения. В городе много интеллигенции, чем больше человек думает, тем больше споров. На селе - простота веры.

Молодежь приходит в церковь, ей необходимо получить какое-то духовное окормление. Не только молиться в Церкви, но и проявить себя. Важно организовать нашу молодежь. Помочь им общаться не только в рамках одного прихода, но и организацией совместных встреч, паломнических поездок, может быть, организацией различных творческих объединений".

За время нашего разговора неустанная Лизавета собрала целый поднос красной рябины.

- Что с ней будем делать? Можно нанизать на ниточку, и получатся красивые рябиновые бусы.

- А можно сделать красивые осенние букеты с гроздьями алой рябины и украсить на праздник храм.

- Да, скоро наш престольный праздник - Покров Богородицы, а вы приедете к нам на службу?

- Конечно, приедем.

- Отец Алексий, расскажите о вашей семье.

- О матушке я рассказал в начале, мы вместе пришли к вере. Она первая моя помощница. Четверо деток, для семей священников это не много.

- Что вы считаете наиболее важным в воспитании детей?

- Это можно сказать только тогда, когда мы их воспитаем, лет через 10 будем подводить какие-то итоги. А пока стараемся воспитать их в вере, главное, чтобы они остались церковными людьми.

- Батюшка, вы занимаетесь проблемами социальной помощи престарелым, расскажите об этом немного подробнее.

- Да, мы поддерживаем постоянную связь с Центром однодневного пребывания пенсионеров, что на ул. Сиреневой. Проводим беседы, молебны. Стараемся помочь духовно всем страждущим. К сожалению, наша задумка о создании службы сестер милосердия пока не нашла своего разрешения. Нужен организатор, нужны средства, инициативные люди. Может быть, через нашу газету откликнутся люди, которые имеют определенный опыт в этой работе, знают, как решить эти проблемы, и организуется какое-то благое начинание, которое хоть немного облегчит жизнь наших стариков.

- У каждого прихода свои особенности. Что отличает ваш приход?

- Как я уже сказал, много молодежи и, что радует, ее становится больше с каждым годом. Отличает современный приход и большой процент интеллигенции, людей с образованием. И это понятно, человек, который к чему-то стремится, все время направлен на восприятие нового, познание себя - ищет Бога и приходит в Церковь. Всем нашим прихожанам, конечно, сейчас мало одной проповеди. Человек должен еще и увидеть, как жить, как преодолевать житейские трудности и искушения. Чем ближе к Церкви, тем легче эти вопросы можно решать.

Елизавета внимательно следит за нами, а потом решительно заявляет:

- Дайте мне ручку, я тоже буду интервью писать.

Пиши, Лизавета, пиши летопись своего храма и поскорей подрастай, нам так нужны православные корреспонденты

Газета "Отчий светильник" октябрь 2004 г.
Беседовали иерей Андрей ПУГАНОВ и Марина ТРАПЕЗНИКОВА.