«Ищите проявление своей души в любом деле, в любой работе»

Сегодня модно быть амбициозным и успешным. Мы точно знаем, чего хотим, трудимся, добиваемся этого; двигаемся вверх по служебной лестнице или совершенствуемся как профессионалы. Мы воспитываем в детях стремление к достижениям и гордимся их успехами. Что это: естественное желание стать лучше или наша гордыня? Каково православное значение вознаграждения за наши усилия и что означает награда по труду? Эти вопросы «Щелковчанка» обсуждает с настоятелем хомутовской церкви Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем АЛЕКСИЕМ Никоновым.

– Отец Алексий, что значит гордыня с православной точки зрения?

– Можно найти совершенно разные проявления гордыни. Она считается матерью множества грехов, корнем зла. Первым, кто возгордился, был сатана – тот, кто когда-то являлся одним из приближенных к Богу и лучшим из ангелов. Сатана решил: «Чем я не Бог?» – и поставил себя на уровень Бога. Так же и человек, осознавая свои таланты, заслуги и личные успехи, ставит себя на некий пьедестал и забывает, Кто является истинным источником всех возможностей. Мы знаем, что наши возможности – от Бога. Если мы пользуемся ими и многого добиваемся, это хорошо. Но не следует забывать Кто Творец. Независимо от того, какое должностное место человек занимает в этом мире, всё промысл Божий и именно Господь так определил. Человек говорит: «Я трудился! Я добился! Я достиг!» Это проявление гордыни, потому что мы приписываем себе то, что сделал Бог.

– Но человек в любом случае прикладывает свои личные усилия и может сказать «я трудился», «я добился», «я достиг». Это же естественно.

– Благодарим Господа за то, что есть возможность трудиться и добиваться успеха! Нужно сказать: «Слава Богу, что мне Господь дал силы, таланты и возможности трудиться!» Человек может осознавать свои достижения, но и не превозноситься. В притче о работе на винограднике [Мф. 20;1-16] Христос дал одинаковую награду тем, кто работал час и десять часов. Так и мы получим одинаковую награду. Что это за награда? Возможность быть вместе с Богом. Награда – то, что получим для души. А вот что потребно для нашей души, только Господь знает. Это миропонимание не светское, а верующего человека.

– Однако личность оценивается по результатам труда, поэтому мы и ориентируемся на принятые ценности.

– Христос сказал: «Так будут последние первыми и первые последними, ибо много званых, но мало избранных» [Мф. 20:16]. С точки зрения мирских дел мы понимаем, что нужно трудиться, развиваться и соблюдать законы. Объективно: если хотим заработать, нужно работать. Но мы оцениваем свои усилия и усилия других и начинаем думать, что мы сделали больше, а получили меньше. Верующие люди по-другому оценивают свои достижения: дал Господь возможность, пользуемся ею, но и Его благодарим. А если что-то не получается, то смиряемся и извлекаем урок. Гордыня же призывает во что бы то ни стало добиться, независимо от законов общества и Бога.

– Какие грехи непосредственно связаны с гордыней?

– Из неё вытекают тщеславие, зависть, осуждение и пр. Очень трудно точно разделить, где гордыня, а где другое. Человек ставит себя впереди Бога и считает, что имеет право судить других. А право суда только у Бога. Мы часто ориентируемся исключительно на собственное мнение: «Я думаю», «Я знаю, как мой труд должен быть оценён», «Я считаю, что должно быть так». Мы не только превозносимся над другими, но ещё и своё мнение считаем единственно верным и неким мерилом ценностей в этом мире. Поэтому мы и тщеславимся своими успехами, стараемся себя показать. А если нам кажется, что нас недооценили, то обижаемся.

– Часто можно встретить людей, которые с осуждением относятся к тем, кто «неудачник», «ничего не добился» и т.п. Так проявляется гордыня?

– Вспомним притчу о фарисее и мытаре. Два человека вошли в храм помолиться: фарисей и мытарь. Фарисей молился так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Христос сказал: «Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 18; 10-14].

– Понимание, что «я лучший» – это тоже гордыня?

– Христос понимал, что Он лучше всех, но при этом первым пошёл на крест. Человек, осознавая, что он лучший, должен быть готов принять ответственность. Кому больше дано, с того и спрос больше.

Господь не исключает соревнований. В нашем понимании соревнования нужны для того, чтобы выявить лучшего и наградить победителя. Победителю достаются все лавры и почёт, и возникает тщеславие: «Я этого добился, я лучший!» В Евангелии сказано: если тебе даются возможности быть самым лучшим, не стоит гордиться этим. Христос обращается к нам: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» [Мф. 20:27]. Иисус Христос был «выше» своих учеников, но Он умывал ноги ученикам перед тайной вечерей. Главный смысл в том, что, получив многое, нужно быть слугой у других: подсказать, научить, поддержать. Бог даёт возможность выявить лучших, но только для того, чтобы другие имели пример человеческих возможностей. А лучшие должны помогать другим – это по-христиански.

– Главное – это отношение к самому себе и к своим заслугам?

– Да, отношение к своим заслугам и к тому, ради чего всё это. Ты получил возможности, теперь используй их, чтобы послужить людям; будучи примером, веди за собой других. Всё зависит от того, как сам человек отнесётся к своим достижениям: почувствует ли ответственность пред Богом и людьми. В первую очередь, успехи даны для совершенствования и для помощи другим людям – в этом каждый из нас исполняет волю Божью. Господь – за то, чтобы мы учились, росли и добивались успеха, ведь в мирских делах мы и духовно совершенствуемся.

– Само желание быть лучше может воспитать гордыню в детях?

– Быть лучше, сделать лучше – естественное стремление человека. Другое дело, что мы, взрослые, во многом искажаем понимание самосовершенствования. Мы думаем, что надо быть лучше, чтобы больше зарабатывать, чтобы лучше жить и пр. Начинается гонка за достижениями и перестройка в детях того, что заложено Богом в естестве. Причём делается это так, как хочется родителям, в соответствии с их пониманием. Детям необходимо давать возможности быть лучше, помогать в достижениях, но и потребность служения не стоит пресекать. Нужно воспитывать радость за успехи, искреннюю благодарность Богу и желание служить.

– Что означает «служение»?

– Это бескорыстное желание отдать то, что имеешь, независимо от того, что имеешь. При наёмном труде человек работает за вознаграждение, а при служении награда не имеет значения. Сегодня, к сожалению, мы часто превращаемся в наёмников и хотим точно знать, что получим за свой труд.

– Но мы же тратим свои время и силы. Поэтому и хотим знать, что получим взамен.

– Мы живём в мире, где так принято, но всё-таки Божественное предназначение человека – служение. Христос говорит: «Вы не рабы». Он освобождает нас от рабского труда. Но добавляет: «Вы должны ещё понять, что вы свободны». А мы всё равно хотим быть наёмниками, ведь наёмниками быть проще: сделал – получил. Для того мира, в котором мы живём, хорошо быть хорошим наёмником. Но если ты хочешь быть совершенным, похожим на Христа, помни, что в этом случае вступают в силу другие законы. Ты – служитель Божий. Господь служителей не оставляет, и то, что надо, Он всегда даст.

– Есть люди, которым трудно просить о помощи. Это тоже проявление гордыни?

– Бывает по-разному. Может быть гордыня, а может и смирение. Одно дело не попросить помощи у ближних, другое – у Бога. Если человек не хочет просить помощи у Бога, это показатель гордыни. Мы у Бога должны просить! Как раз для того, чтобы могли служить. Если жизнь человека не просто проживание времени, не просто существование, обязательно нужно просить у Бога то, что необходимо. Если Бог дал эту жизнь для служения, Он и научит, и подскажет, и поможет в трудный момент.

– Как может проявляться служение в повседневной жизни?

– Важно само отношение к делу. Работа может быть только способом существования, а может выполнять роль служения Богу. Феофан Затворник в «Ответах на вопросы о духовной жизни» сказал: «Делая дома самое простое дело, думай о том, чтооно даёт для твоей души».

Бог создал человека творцом, а человек, который не хочет творить, зарывает свой талант в землю. Но ведь это то, что дал ему Господь…

– В чём, на ваш взгляд, проявляется творческий подход к делу?

– Делать своё дело ответственно, хорошо и красиво, чтобы польза была и для других людей, и для своей души. Необходимо отыскать проявления своей души в любом деле и в любой работе. Мы делаем земные дела, а Господь помогает нам через это совершенствовать душу, потому что творить можно во всём.

Евгения КАЛИНИНА,
спец. корр. «Щелковчанки».