О вере

Можно ли просить у Господа веры людям?

Можно просить, чтобы Господь привел к вере мужа, дитя или близкого человека; чтобы вразумил, укрепил. Сейчас у многих людей ум помраченный, не понимают, что Бог есть. Многие наши прихожане жалуются: "На работе постоянно слышу: "Зачем в церковь ходишь? Зачем детей туда водишь, портишь их? " Те, кто задают такие вопросы, несчастные люди - они не знают о том, что сами идут в преисподнюю ада и детей за собой ведут. Вырастут такие дети потенциальными преступниками. Ко мне женщина подошла, рассказывает, что сын освободился из тюрьмы, такой гневливый, злой. Запустил табуреткой в маленького семилетнего братишку, чуть не убил. Добирается до матери. Что делать? Я ее спрашиваю:

- Сколько раз в году в церкви бываешь?

- Редко хожу.

Молитв никаких не знает, постов не соблюдает, в грехах еще и не начинала каяться. Вот, теперь такие плоды и пожинаем.

В Евангелии от Марка отцу больного отрока Господь сказал: "Верь, и исцелен будет". Отец же воскликнул: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мр. 9,24). Что вмещают в себя эти слова?

Если человек верит, что Господь может помочь, то по вере его и будет. Это касается каждого из нас. Сказано Христом: если мы будем иметь веру с горчичное зерно (а оно самое маленькое из зерен всех растений), то мы можем горы переставлять (Мф.17,20).

Однажды к святому Марку Франческо пришел один человек в пустынное место, где тот обитал. Несколько дней он шел по пустыне, а как пришел, святой его спросил: "А есть ли в миру люди, которые еще имеют веру, хоть с горчичное зерно? Могут ли они сказать горе сей - "иди вон" - и она пойдет? " Только он произнес эти слова, как гора вдруг затряслась и пошла. Он тут же сказал: "Я не тебе говорю, встань на место. Я просто спрашиваю, есть ли вера у людей? " Пришедший увидел это и очень удивился. У Марка Франческо была такая вера, что он, живя на горе на два километра выше уровня моря, где не было воды, целых два года забирался на нее, и все время злые духи стаскивали его оттуда. Господь даровал ему удивительное терпение. У него не было одежды - и он весь оброс волосами. Кормили и поили его Ангелы. Когда этот странник пришел к нему, тогда Ангелы принесли два хлеба и две порции воды - пропитание для двух человек.

Такие люди есть и сейчас. В 1994 году на Святой Горе Афон почил старец Паисий, мне довелось с ним беседовать. Братия после его кончины вспомнили все, что они о нем знали и видели, получилась интересная книга. В ней много чудесного. Старец был простец, и Господь ему за его простоту и веру многое даровал, не оставлял его в трудностях. Когда у старца не хватало еды, ему птицы приносили ее, а в Успенский пост Ангел принес корзину с фруктами... Матерь Божия ему часто являлась, святые... Видел он и Нетварный Свет... И все, кто имеют крепкую веру, легко переносят любые скорби, неприятности. Они как бы горы скорбей передвигают своей верой.

Как обрести веру и избавиться от маловерия?

Вера у всех есть. Одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Его нет. Для того, чтобы избавиться от безбожия, внутри в человеке должна начаться нравственная жизнь. Человек должен покаяться, а когда мы будем каяться, а в особенности молиться, то мы почувствуем Господа около себя или же в себе. Тогда человек никогда уже не будет сомневаться - есть Бог или же нет. Он и так знает, что Господь в нем живет. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5,8), - так говорит Сам Христос.

Вера - дар Божий; Христос говорит: "Ко Мне никто не придет, если Отец Мой не призовет". Человек сам должен сделать шаг навстречу Богу, ради Господа оставить дурные привычки, страсти. Тогда Господь будет совсем рядом. А Господь нас никогда не оставляет, это мы Его оставляем. Душа наша нераскаянная, в пороках и страстях, находится во тьме, потому она Бога и не видит, и не чувствует. Ее очистить надо...

Читали в газете, что в Африке в небе Христос явил свой Лик людям. Может ли быть такое?

Господь много открывает для нашего спасения. Для того, чтобы люди уверовали, Он может явить Свой Лик. И Матерь Божия может явить Свой лик простым людям. Было такое и в нашей семье. 14 октября 1965 года, на Покров, прихожу вечером с работы. Дома мать, несколько ее подружек-соседок и сестры. Все взволнованы, плачут. Что случилось? Они говорят: "Божия Матерь сейчас явилась". - "Как?!". И они рассказали: сестра Варвара - дом ее рядом с нашим - шла к матери и смотрела на звездное небо. Вдруг со стороны города показался какой-то необыкновенный светящийся шар, он быстро приближался. Варвара подбежала к дому, стукнула в окно: "Мама, все, кто есть, выходите!" Выбежало человек шесть, видят: шар летит по небу, долетает до нашего дома, останавливается над ним, потом раскрывается, словно цветок, и отчетливо является образ Покрова Божией Матери. Все упали на колени, плакали, молились. Образа Богоматери скоро не стало, на этом месте остались свет, облако и светящийся шар. Потом шар закрылся и полетел дальше... А на следующий день в городской газете писали, что низко над городом пролетела необычная комета, специалисты будут издать чудо природы...

Господь многое посылает для веры людей, разными путями приводит их на правильный путь - через чудеса, сновидения, встречи. А чудес рядом с нами - море, только мы их часто не замечаем. Вот, я в детстве видел сон: на берегу реки стоял собор из красного кирпича с большими куполами. Он мне запомнился, а потом, когда после голодовки нам отдали Свято- Введенский храм, я вспомнил этот сон -именно этот храм я во сне видел. А почему он был показан на берегу реки? Потому, что храм - это корабль, а кругом - житейское море. Храм - маленький островок среди житейского моря, где идет спасение душ. Купола - надутые паруса, а кресты - якори спасения. Когда мы переступаем через порог храма - с земли попадаем на Небо. Храм- это часть Неба, и мы становимся гражданами Неба. И пока храмы открыты, в них идет служба Богу, надо спешить в них - очистить душу покаянием; соединиться со Спасителем, приняв Его Плоть и Кровь; пособороваться; узаконить свой брак, повенчавшись с избранником... Много есть у Господа всего, что Он приготовил для спасения наших душ.

Как узнать, что Творцом Вселенной и человека является Господь?

Давайте остро отточим карандаш и поставим на бумаге точку: таким можно представить себе зародыш в утробе матери. В этой точке-зародыше заложено все необходимое: законы жизни и размножения, национальность, характер; в этом зародыше заложены глаза, ручки, ножки. Нужны ли они ему там? Всем понятно, что они пригодятся, когда он родится. Тот Мастер и Архитектор, который создавал эту клетку, сделал расчеты, все продумал наперед. Человека еще не было, а воздух уже был создан Богом, потому что человек родится с легкими и ему надо будет дышать. Творец дал ему ноги, чтобы ходить, руки, чтобы работать, глаза, чтобы смотреть, уши, чтобы слышать... Все продумано, все предусмотрено.

Самый нежный орган у человека - глаза. Мы любуемся природой, видим созданную Творцом красоту. На северном полюсе, где температура минус 80, человек надевает теплые унты, шубу, шапку, закрывает лицо шарфом, незащищенными остаются только нежные глаза, и они не боятся мороза. А в сауне температура плюс 140, тело уже не выносит жара, а глаза ничего, терпят...

Может ли самый великий ученый создать такие живые глаза, как у нас? Кто их создал - разумный или неразумный? Всем понятно, что разумный. Тот дал нам глаза, Кто всех видит. Тот дал нам уши, Кто всех слышит.

Творцом и Архитектором клетки в утробе матери является Бог.

Если мы Бога не видим, причина в нас самих, ибо Господь сказал: "Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога увидят" (Мф. 5,8).

Я всю жизнь прожил без Бога, зачем Он мне?

Как-то в пруду караси собрались вместе и завели между собой спор. Одни караси говорят, что вода есть, а другие, что ее нет: "Мы всю жизнь прожили без воды, Где она, эта вода? Мы ее не видели, пощупать не можем, если бы она была, все бы знали, что она есть". Спор дошел до того, что решили обратиться к старой щуке: "Ты нам разъясни, что такое вода, где она? Нужна ли она нам?" Посмотрела на них щука и сказала: "Глупые вы, вы в воде родились, в воде живете, водой живете".

Так и человек, живя в мире, созданном Богом, спрашивает: "Где Бог? Если бы я Его увидел, я бы поверил"...

А мы в Боге рождаемся, в Боге живем и без Бога никуда.

Атеисты говорят, что Бога нет, а Церковь, что Он есть. Кому верить?

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Пошел туда, сюда, потерял выход, а день кончается. Напал на него страх. И надо же, бывает же такое чудо - выходят ему навстречу не один, а два человека. Заблудившийся радостно бросается к ним: "Ребята, покажите дорогу, как выйти из леса?" Один из путников посмотрел на него свысока и говорит: "Это тайга, выхода нет, строй себе шалаш и питайся тем, что найдешь. Тебя ждет смерть". Второй, слыша это, остановил говорящего: "Не пугай его. Слушай - выход есть. Пойдешь прямо, увидишь болото, справа поваленная береза, иди по направлению березы и выйдешь на дорогу".

Заблудившийся человек не знает ни того, ни другого. Может быть, это мошенники, может быть, добрые люди, но кому он больше поверит? Конечно, второму, тому, кто указывает путь спасения. Атеизм говорит: мы живем только здесь, на земле, после смерти жизни нет. Человек умер, рассыпался в прах земли, и на этом все кончено. Эта идеология - "Живи только сейчас" - породила все беды: убийства, грабежи, насилие, войны...

Церковь говорит иначе: выход есть. Если будем верить в Бога, исполнять Его заповеди, искренне каяться, достойно причащаться, наследуем жизнь вечную, обители Рая. Есть земная жизнь, есть и небесная. Господь для нас приготовил Небо. Мы по своей свободной воле можем отказаться от Неба, выбрать ад, но отказаться от загробной жизни (в Раю или аду) не в нашей власти. Можно не признавать закон всемирного тяготения, прыгать с самолета не с парашютом, а с камнем, но от этого сам закон не изменится, он сработает. Можно не признавать законы Господни, жить по-своему, но от этого законы не исчезнут.

Объясните, что такое вера? Как она появляется? Что дает человеку?

Святые отцы говорят, что ничто так не нужно человеку, как вера в Бога. От нее зависит не только блаженство будущей жизни каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.

Вера - это жизненно необходимый орган нашей души, без веры душа мертва. Жил человек, стремился к добру и неосознанно искал Истину и Добро - Бога, и вдруг неожиданно Бог являет ему Себя. У человека открываются душевные очи, он обретает веру. Душа его оживает, окрыляется, познает своего Творца.

Когда человек совершает множество добрых дел во спасение свое и ближних, омывает душу от грехов, в нем проявляется образ Божий. И такого человека не надо уверять, что Бог есть. Он, очистив себя и проявив в душе образ Божий, знает и чувствует это. В его душе Сам Господь живет. Сказано апостолом Павлом: "... вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3,16).

Неверующих людей на земле нет. Одни уверены, что Бог есть, другие, - что Его нет. Огромная масса людей в нашей стране была подвергнута насильственному внушению и приведена к бедственному безбожному состоянию. В человеке был убит самый главный орган - вера. Люди разумом вроде бы и понимают, что мироздание не могло появиться само по себе. Для его создания нужен исходный материал, а для упорядочения, системности лужен Создатель, Творец. Должен быть Высший Разум - Господь. Просто так ничего не появляется. Первая клетка, возникшая на земле, тоже имела исходную ткань, материальную оболочку, и в нее была вложена жизнь. Создать нечто из ничего не может никто, кроме Бога.

Когда человек обретает веру, он способен к духовному восприятию мира. Духовный мир, окружающий нас, гораздо больше и сложнее, чем мир материальный, видимый человеческими глазами.

Повторяем, неверующих людей нет. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. Вера в Бога живит человека. И если вы встретите утверждающего, что Бога нет, знайте: в этом человеке душа мертва, она еще не ожила для Господа.

Семьдесят лет в нашей стране убивали в человеке веру, уничтожали храмы, монастыри, все святое. Возродится ли Россия?

Святые отцы предсказали, что Россия не погибнет, она не будет материально богата, но будет богата духовно.

Как-то братия афонского монастыря получила из Германии паровую машину для лесопильни, все восхищались мудростью иноземных мастеров, а преподобный Силуан, слыша их слова, утешил братию: "... русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ... обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно".

Те, кто признают Господа, знают, что Он управляет всем. Когда человек всецело предает себя Богу, Он будет ему и Царем, и Правителем, и Отцом Небесным. Заблудшие души постоянно избирают себе земных правителей, а потом их же начинают осуждать. Кого бы эти люди над собой ни поставили, никто им не будет угоден. Почему? Потому что Единым Правителем мироздания является Господь. Люди отпали от Бога и будут страдать и мучиться до тех пор, пока не обратятся к Нему.

В чем испытывается вера человека? Можно ли искушения считать испытанием веры?

Господь любое искушение посылает нам для того, чтобы мы крепко стояли в вере, были бдительными, собранными, постоянно контролировали состояние своей души: готова ли она победить вражеские нападения смирением и терпением?

Посмотрите на воду в болоте. Она никуда не течет, не обновляется, начинает портиться, зеленеть, в ней заводятся гады, для питья она не пригодна. А горная вода летит, бьется о камни, чистая, живая, прозрачная. Так бывает и с человеком. Когда он не встречает никаких искушений, останавливается в своем духовном развитии. В его душе зарождаются своего рода гады - страсти: гордыня, тщеславие, самолюбие, ложь... Кто же живет в постоянных искушениях, испытывает со всех сторон нападения, болезни, скорби и не ропщет при этом, быстро духовно совершенствуется.

Помните: в этой жизни мы живем временно. Если бы вся жизнь была только на земле, то все было бы у человека прекрасно. Бог дал бы ему все и не стал бы испытывать. Но мы готовимся в мир иной, потусторонний, духовный.

Наше родное отечество - Небо, В Евангелии сказано: "Многими скорбями нам надлежит войти в Царство Божие" (Деян. 14,22). Поэтому лучше временно потерпеть лишения на земле, чем вечно страдать в аду.

Как стать духовно богатым?

Надо начать с покаяния, Одна вера еще ничего не дает: и бесы веруют в Бога, знают, что Он есть, трепещут перед Ним, но в огонь пойдут, потому что в гордыне своей утратили способность перед Ним каяться.

Вера дает человеку право переступить через порог храма. Без исповеди человек пойдет по дороге спасения с завязанными глазами, связанными руками и ногами. Далеко ли он так уйдет? Нет. Священник должен дать наставления: что читать, какие молитвы, какие книги, как бороться с той или иной страстью.

Душа с молитвой оживет, возрадуется. Молитва напитает ее, если человек постоянно будет обращать свой ум к Богу. Господь даст нам жизнь духовную, а украсят ее добрые дела, совершенные нами во славу Божию. Мы всем должны помогать, жить уже не для себя, а для других, и тогда наша жизнь наполнится смыслом, духом, любовью. Богатство будет накапливаться в нашей душе. Человек, живущий свято, откликается на зов ближнего, на его горе и радость, вместе с ним переживает. "Моя хата с краю" - это принцип людей, живущих без Бога. А люди святые богатство своих душ посвящают Господу, отдают Ему свои жизни. Так сбываются слова Божий: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21).

Дай, Господи, всем нам прожить так, чтобы мы могли сказать вслед за апостолом: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть холод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу во укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4, 12-13).

Мне тридцать семь лет, родителям уже по шестьдесят. У нас с отцом постоянные споры о Боге, о вере. Он называет верующих биороботами.

Что здесь можно сказать? В нашей стране несколько десятков лет все силы атеистической пропаганды были направлены на то, чтобы убить в человеке веру. Человек становился биороботом под влиянием атеизма! Он жил по указке партии, не зная иной жизни. Вся его жизнь была размерена на пятилетки, Госпланы, собрания, отчеты... Духовной жизни люди совсем не касались, разве что где-то учили эстетику, которая далека от духовного мира.

Этим людям приказывали гнать христиан, они и гнали. "Перестаньте гнать!" - командовали. Они переставали. До сего дня у многих осталась такая психология. Скажи им: "Идите в церковь!" - они пойдут. Вот, такие люди. В церковь они пойдут, но Богу молиться не способны. Просто выполнят "партийный" приказ. Это и есть биороботы. А Господь нам дал величайший дар: мы свободные личности. Поэтому мы можем служить Господу всей душой, всем разумом, всей своей жизнью. А можем и не служить, ведь мы свободны в своем выборе. Но каждый получит по делам своим, которые идут в тот мир.

Мои родные обвиняют меня в фанатизме...

Фанатизм присущ не верующим, не православным, а атеистам.

Почему? Верующий в Бога человек понимает, что мир сам по себе не мог возникнуть. Кто, допустим, создал солнце, луну, планеты, весь материальный мир, животный и растительный мир, человека? Ведь гипотез, предложенных "наукой" очень много, несколько сотен.

Никакая наука не может доказать, что Бога нет, потому что у нас нет науки, которая занималась бы богоискательством.

Фанатизм у атеистов. Как можно верить, что все создала неодушевленная, неразумная природа? Это слепая вера, самый настоящий фанатизм.

Есть Высший Разум, и Им является Господь - Творец всей вселенной. О Боге мы не должны думать, что "где-то дедушка с бородой летает за облаками и управляет миром". Господь - это чистейший Дух.

Бог - это Любовь. Он простирает Свою любовь на всех и принимает нас в Свои объятия. Даже если бы демоны могли покаяться, Он бы и их покаяние принял. Но они так ожесточились в своей гордыне, что уже не могут каяться. Люди, которые не хотят признавать Бога как Творца, не хотят каяться, уподобляются демонам. Даже если бы Христос явился им явно во плоти, показал Свои раны и сказал: "Я страдал и умер за тебя", то они и тут решили бы: "Ну, это, наверное, американцы что-то придумали!" Не поверят! Сердце их огрубело, душа стала мертвой и глаза духовные ослепли. Человек стал "ходячим трупом". Этот "труп" очень трудно оживить. Много надо этому человеку пострадать, чтобы он ожил душой. А смирения, чтобы признать Господа, надо еще больше. Свое место надо уступить Богу. А то мы заняли своим "я" место Бога, говорим: "Я верю в разум человеческий, в силу мысли и интеллект, я верю в науку..." А что дала наука? Ничего нового - все до нее было создано разумно. Она только пытается познать, как все устроено, сотворено.

Самая главная наука из наук - это спасение души, победить самого себя, признать Господа и славить Его святое имя.

Православная вера - самая нелицеприятная для человека. Она обязывает к строгой жизни на земле. А католики обещают душе чистилище после смерти, где можно покаяться и спастись...

В Православной Церкви нет такого понятия "чистилище". По учению Православной Церкви, если человек жил праведно и перешел в потусторонний мир, то он удостаивается вечной радости, такой человек за свои благие деяния может получить воздаяние, живя на земле, в виде мира, радости, покоя душевного.

Если же человек жил нечисто, не покаялся и перешел в потусторонний мир, то он попадает в лапы демонов. Перед кончиной такие люди обычно унылые, отчаявшиеся, безблагодатные, безрадостные. Их души после смерти, томящиеся в мучениях, ждут молитв родственников, молитв Церкви. Когда за усопших идет усиленная молитва, Господь освобождает их души от адских мук.

Церковная молитва помогает и праведникам, тем, которые еще не получили всю полноту благодати при земной жизни. Полнота благодати и радости возможны только после того, как на Страшном Суде определят эту душу в Рай. На земле всей их полноты ощутить невозможно. Только избранные святые сливались здесь с Господом так, что бывали восхищаемы Духом в Царство Божие.

Часто православие называют "религией страха": "вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки..." А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется...

Это страх языческий. Христианский Бог - это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: "Осторожно, не упадите, не оступитесь", разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: "Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих".

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: "Сыну твоему восемь лет светит". Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: "Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет". Говорю: "Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?" Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

- Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

- Будешь молиться, Бог все устроит.

- Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

- Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Мой отец человек нецерковный, но очень много читает церковных газет, книг, очень почитает митрополита Иоанна Петербургского. Говорит, что не уверует, не придет в храм исповедоваться, пока не найдет такого человека, который болел бы за Россию, как владыка Иоанн. Как помочь ему?

Святыми отцами сказано, что напоследок времен появятся люди, которые перед Богом будут даже выше, чем святые отцы первых времен христианства, таких, как Антоний Великий, Макарий Великий. И сейчас есть люди, которые тайно молятся Господу и чудес явных не показывают, не пророчествуют. Они смиренным предстоянием воле Божией угождают Господу и могут побеждать козни дьявольские. Святые люди в России есть!

Когда народ верует в Бога, Господь хранит Россию. Россия - это дом Матери Божией, и она находится под особым покровом Царицы Небесной. Митрополит Иоанн немало сказал о нравственности, о спасении России. Примите это к сердцу и живите так, как призывает нас Господь. А если мы будем выискивать людей, то долго не придем на спасительный путь. Брать пример есть с кого, надо только иметь чистое сердце, чтобы увидеть в ближнем человеке святого, раба Божия. А если наше сердце заполнено склоками, подозрением, осуждением, то сколько ни будем стараться, никого не найдем. Все зависит от чистоты нашей собственной души. Кто смиряет себя перед волей Божией, того Бог очищает и вразумляет.

А если ваш отец хочет найти спасительную дорогу сам, по своему разумению, он к вере толком не придет. Даже если его окружат пророки, апостолы, он признает их: "Да, это Иоанн Предтеча, это апостол Павел", - но сам-то двигаться не будет.

Любой священник как бы столб, указывающий путь на Небо. Если мы будем стоять у столба, ничего не делая, так и сгнием.

В наше время многие называют себя верующими. Говорят: "Я крещеный, у меня крестик и иконки есть". Но много ли среди них действительно верующих? Что значит быть истинно верующим человеком?

Настоящим верующим в Православной Церкви считается тот, кто был воспитан в православном духе. Если вступил в брак, имеет детей, то старается служить примером, приучает детей любить Бога, ближних, Церковь, молиться. Дети уже маленькими начинают видеть свои грехи, исповедуются, привыкают к церковно-славянскому языку, службе. Слово Божие с молоком матери входит в их души. Такой ребенок, когда вырастет, своих родителей до конца досмотрит: вызовет священника, чтобы причастить, пособоровать, отпеть, будет за них молиться.

А те люди, которые не воспитывают своих детей в православном духе, сами редко ходят в церковь ("как тревога, так до Бога"), хотя и носят крестик, не живут по вере. Это лжеверующие.

Приходят в церковь:

- Батюшка, мне надо отпеть мужа Николая.

- Как он умер? В церковь ходил?

- Нет, не ходил, умер от пьянки, но он крещеный.

- Он же не православный!

- Как же, ведь он крещеный.

- Вы что же, и крест на него надели?

- Да, надели.

- Если он при жизни крест не носил, сейчас надевать рее равно что на чурбак. Церковь отпевает только православных людей.

А то еще и венчик на чело надевают. А что такое венчик? Это венец тому, кто вел духовную борьбу. Венчик для тела, а вечный венец для души. Какой венец пьянице, если его душа в теле не трудилась во славу Божию?

Многих людей смущает, что прежних яростных атеистов-гонителей веры сейчас можно увидеть в храмах.

Не надо веру смешивать с характерами людей. Есть люди, которые имеют практическую, настоящую веру. А есть и другие, которые ради моды, зарабатывая себе популярность в народе, зачастили в храмы. Они стоят и держат свечки в руках и не знают, что вера творит чудеса.

Был такой случай в тридцатые годы. На Пасху в театре ставили богоборческое представление. Один из актеров должен был изображать Христа, читать Нагорную проповедь, а потом все слова Христа опровергнуть. Нарядился он, вышел на сцену, стал громко произносить Евангельские слова, и с каждым словом менялся. Свет Христов просветил его, и закончил он речь настоящим христианином. Перемена, происшедшая с ним, была всем видна. Пришлось прервать спектакль и объявить, что актер сошел с ума.

У каждого душа по природе христианка. Христос говорит: "Кто не против вас, тот за вас" (Лк.9,40).

Коммунистическая пропаганда была сильна. Ребенка с детского сада воспитывали в безбожном духе, на Церковь шли страшные гонения, но она осталась жива. Гонители увидели, что их идеология погибла, а учение Церкви Христовой непоколебимо. Разрушили много монастырей, храмов, но веру в народе не смогли убить. И Господь сейчас дает передышку Церкви, чтобы в лоно Церкви вошли прежние ее гонители, покаялись. Когда у них откроются духовные очи и они станут православными, гонения опять начнутся, потому что Церковь живет только в гонениях, страданиях, муках, в них она обновляется, очищается.

Не все были гонителями, кто-то в душе признавал Бога. Когда пророк Илия сказал Господу: "Я один остался, все поклонились Ваалу". Господь ответил: "Не все, есть еще семь тысяч верных".

Интересно было бы узнать, сколько людей из всего населения земли, причастных к свету истинной Православной христовой веры?

Господь сказал: "Не бойся Мое малое стадо, Я всегда с тобой".

Самая многочисленная религиозная группа на земле - католики, их около миллиарда. Около четырехсот пятидесяти миллионов индуистов, четыреста миллионов исповедуют ислам, пятьсот миллионов буддистов, около 150 миллионов протестантов, 250 миллионов православных.

Как-то в наш храм привели на экскурсию китайцев. Я их спрашиваю:

- Вы знаете Христа?

- Нет!

Начал я им рассказывать о Христе. Говорю:

- Ну-ка, сделайте руки так! - и показал как сложить три перста. Они начали креститься.

Говорю:

- Когда страшно станет, так креститесь и говорите: "Господи, помоги нам!" Обращайтесь за помощью к Нему. А когда появится у вас вера, примите крещение.

Они как дети. По простоте своей все с радостью приняли. Стали креститься. И из храма выходили, тоже перекрестились.

Господь всех любит: и верных Ему, и язычников. Все мы Его творения. Но только мы по своей грубости, по гордыне не хотим покоряться своему Творцу, противимся, не желаем. А Бог есть Любовь. Он никого Своим вниманием не оставляет. Простирает руки с креста и всех принимает в Свои объятия: "Не хочу смерти грешника, но кто обратится, спасен будет".

Вспоминается один случай. Жил богатый человек, очень скупой. И вот он умер. Явились бесы: "Он наш! У него нет добрых дел!" А Ангел Хранитель говорит: "Нет, однажды он ехал на повозке, вез хлеб. За ним бежал нищий и просил: "Дай хлеба! Дай хлеба!" Богач, в сердцах бросил в него куском хлеба, и это вменилось ему в доброе дело!"

Видите, и то, что он с нежеланием все же подал милостыню, вменилось ему. Так что, кого как Господь будет судить - не нам проверять. Мы все в Его воле и должны знать свои дела, свои грехи.

Все ли дети верят в Бога?

Ребенку не надо говорить, что Бог есть. Если, правда, родители или учителя не научили другому. Мать начинает молиться, встает на колени, и ребенок не удивляется: что это она делает? У него душа чистая, безгрешная, она чувствует Бога. И детская молитва такая, что сразу доходит до Бога и исполняется Им. Мы таких детишек часто видим.

Как-то к нам в монастырь приехали родственники инокини Валентины и привезли с собой ее племянниц, семилетних Настю и Катю. Девочки поехали на подворье, там у нас раздолье: лес, речка.

В воскресенье к обеду приготовили рыбку, а она у нас не часто бывает. Вкусной оказалась рыба, Насте понравилась.

- Валя, вечером будет рыбка? - спрашивает она.

- Нет, Настя.

Пошел вечером отец Антоний на речку, сел с удочкой. Речка мелкая, только чуть ноги замочить, никогда никто там ничего не ловил, а он закинул удочку и вдруг поймал. Сварили вечером уху, все поели. Так получилось, что некоторых сестер поздно позвали. Прибежали - и досталось только детям, сестрам Насте и Кате. Настя потом на ушко говорит:

- Валя, я молилась, чтобы Господь послал вечером рыбку.

Вот такая детская молитва.

К инокине Наталье приехали в гости крестник Даня и его родной брат Коля. Дане десять лет, а Коле пять, и он брата очень любит. Все ему прощает: и щелбаны, и забавы над собой. А крестная, инокиня Наталья, их воспитывает:

- Колечка, молитву читать!

- Школько кругов? (Он раньше звук "с" не выговаривал.)

- Давай: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!"

Начнет читать лениво, а потом, смотришь, понравилась молитва, с охотой продолжает.

- Почитай "Богородицу!" - Читает.

- Может, еще круг?

- Ладно.

Он маленький был, а уже любил рассуждать:

- Бабушка, почему меня все любят? А! Знаю: потому что я всех люблю.

В Великий пост Даня у нас в монастыре постился как взрослый, хотя тогда ему было еще четыре года, Наталия ему кушать не давала: матушки не едят, и тебе нельзя перед причастием. Другие дети привыкли, а Даня не успел. Начнет Наталия уговаривать:

- Данечка, это бес. Он на левое ухо шепчет: "Съешь колбаски".

Данечка, сам весь кругленький, сердится:

- Уйди, бес, со своей колбаской, уйди!

Утром надо в храм будить. Даня плачет, не хочет вставать.

- Даня, Даня, скорей послушай, что Ангел говорит. Даня на правую сторону голову поворачивает, ухо подставляет, слушает:

- Сказал, всегда ходить в храм, - встает и одевается.

Но вот ребенок подрастает, и в нем начинают проявляться страсти. Начинает, например, допускать в уме блудные мысли. И тут уже не может быть чистой молитвы.

Как-то на исповедь пришла девочка двенадцати лет. Спрашиваю:

- Смотрела порнографические фильмы?

- Да. Мы с соседским мальчиком у папки кассеты взяли, когда он был на работе, и смотрели.

- И что же вы там видели?

- Видели, как тетечка и дядечка занимались любовью.

- Так это не любовь! Это разврат, блуд. Блудники Царства Божия не наследуют. Ну, и как ты все это приняла? Спокойно?

- Нет, у меня страсти появились.

Знаете, как рыбак удит рыбу? Он берет удочку с леской, насаживает на крючок червячка. Забрасывает удочку в реку и ждет, когда же клюнет рыбка. Рыбка идет на червячка, хватает его, а вместе с червячком захватывает и крючок. Вот она и попалась рыбаку!

Точно так же и дьявол "нанизывает на крючок" какое-то обнаженное тело и "забрасывает" его в телевизор. Человек "клюет" на его наживку, и дьявол ловит этого человека. Бедняга попадает к нему в лапы и вырваться уже не может. И дьявол мучает этого человека и будет мучить до тех пор, пока тот не сделает над своей страстью усилие и не вырвется.

Идет уничтожение русской нации, нашего народа. Определенные силы детскую душу уже вовлекли фильмами в смертный грех! Все показывают. Ни на что запрета нет.

А если есть, то фиктивно, на бумаге. Всегда и везде можно, если кому-то потребуется, приобрести и порнофильм, и газетку скабрезную. Человек начинает грешить, еще толком не понимая, что делает, к каким последствиям это приведет.

Приехал ко мне один мальчик, исповедался, что тоже смотрит эти фильмы. Я сказал отцу: "Нельзя ему это показывать!" А отец - "сырой материал", духовно не укрепленный - говорит: "Пусть сынок все видит, все знает". Говорю: "Дело ваше. На вашей совести душа сына".

Сын все узнал, все понял в свои шестнадцать лет, насмотрелся этих фильмов до того, что стал преступником. Вечером приходит домой, а наутро его милиция забирает. В чем дело? Оказывается, гуляли с ребятами, и девчонки были. Напились, блудом занимались, смертно грешили. Девочке пятнадцать лет. Он снял с нее доху, даже принес домой и по пьянке забыл об этом. Она утром проснулась, мать ее спрашивает:

- А где шуба?

- Этот мальчик взял ее у меня.

Ну, и забрали. Был суд. А там уже не только за шубу - за все дела присудили. Вот к чему приводит такая свобода.

В чем отличие веры и знания?

Каждому человеку дает Господь знание. Каждый человек должен задуматься, чем он отличается от животного, откуда он, кто его создал, как он устроен? Сколько тысяч лет человек сам себя изучает, до конца изучить не может... Кто создал солнце, луну, планеты, звезды, землю, весь растительный мир? Сколько миллионов разных животных! Как все разумно, красиво устроено! Человек, обладая разумом, тоже начинает создавать, но строит он по подобию, многое берет из природы, созданной Господом. Знания ему дарует Господь. Господь дарует и веру. Вера слепой не бывает, она бывает практической, когда человек не просто верит, а каждый день получает доказательства бытия и промысла Божия.

Господь открывается людям по-разному: кому-то через Священное Писание, через чтение духовной литературы, кому-то через людей, другим через сон, через чудеса. Сейчас по всей стране идет обновление икон, многие иконы мироточат. Почему? Для укрепления веры в людях. Недавно одна женщина прислала письмо, она видела Господа и Матерь Божию. Таких случаев очень много. Часто Господь призывает к Себе через верующих людей: они беседуют с неверующим человеком и открывают ему другой мир.

Ни одного человека нет, чтобы Господь прошел мимо него. Просто надо быть внимательными, тогда увидим, что, помимо нас, существует иная сила. Если бы Бог не руководил нами, то мир давно бы погиб. Кант утверждает, что Бог создал мир и отошел от него, что Бог существует Сам по Себе, а мир сам по себе. Но учение и опыт Церкви говорят об ином: Бог создал мир и участвует в жизни каждого человека. И мы видим, что Господь руководит каждым человеком через чудеса, сновидения, встречи с другими людьми, через совесть - глас Божий в душе человека.

Почему Господь меня так поздно призвал к вере? Хожу в храм только три года, а мне уже шестьдесят пять. Я не ропщу, просто мне это интересно.

Господь всех призывает, но когда мы все внимание уделяем плоти, голоса Его не слышим, нам не до Бога.

Вам сейчас шестьдесят пять лет. Плотские страсти поутихли, может, уже и едите не столько, как раньше. И болезни о себе постоянно напоминают. Начинаем прозревать, начинаем просыпаться. Задумались о вечной жизни, о потустороннем мире. Вот причина, почему так поздно - у нас много страстей, которым мы потакаем и которые мешают нам вспомнить о Боге.

Душа без веры - больная душа. Например, пришел человек в консерваторию. Прекрасные музыканты-профессионалы играют Баха, Бетховена... Многие люди сидят, плачут. А глухой человек смотрит на них и удивляется: "Что это с ними?" Он болен, не слышит. Даже может встать и уйти. Так и души наши могут "не слышать", если они омрачены грехами.

Бывает, ребенок так увлекается игрушками, телевизором, рисованием или разговорами в кругу друзей, что, сколько его родители к обеду ни зовут, он не слышит. А когда родители подойдут к нему, возьмут за плечо, он оправдывается: "А я не слышал"... То же самое бывает и у нас, когда мы увлекаемся земными благами. Сколько Господь ни зовет, мы не откликаемся, пока нас земная скорбь не тряхнет: болезнь, пожар, потеря близких. Только тогда начинаем просыпаться.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве