О воспитании детей

Отчего одни дети послушные, а другие непослушные?

Если ребенок зачат со вторника на среду или с четверга на пятницу, в воскресный день, в пост или в большой праздник, он родится с дефектом - моральным, нравственным или физическим. Вот тогда дети и становятся неуправляемыми, непослушными. Обычно, в одной семье бывают и здоровые, и больные дети. Грех родительский отражается на детях, они страдают и мучаются. А виноваты мы сами. Нерассудительны те родители, которые имеют детей малых, кормят их грудью, а при этом ругаются, скандалят, обижаются, злятся, живут только для плоти. Все их страсти обязательно скажутся на нервной системе ребенка. Даже если ребенок еще находится в утробе матери, он воспринимает состояние матери, потому рождается больным. Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей. Когда в семье маленькие дети, не надо думать, что они ничего не понимают, ничего не знают. Они все понимают и все знают. Дети, как резиновая губка, все впитывают от родителей. Если мать бьет свою дочь, то не должна удивляться, если та ей скажет: "Вырасту - тоже буду тебя бить". Так и будет, если мать не начнет себя сдерживать и воспитывать дочь своим благим примером.

Если мать благочестива, многое может измениться в жизни детей. К святителю Амвросию Медиоланскому пришла мать будущего блаженного Августина и сказала: "Отче святый, я день и ночь рыдаю, слезы лью - сын мой не знает Господа, живет в разврате". Епископ сказал той матери: "Помни, мать, Господь слезы твои не забудет. Он слышит твои воздыхания сын твой придет к Богу". И вскоре этот юноша пришел в Медноланы, а в это время епископ там говорил проповедь. Блаженный Августин услышал его и уверовал; святитель Амвросий крестил его. Господь даровал уверовавшему такую великую благодать, что у него открылись громадные богословские способности. Он мог десяти скорописцам диктовать, каждому в отдельности, текст по богословию, и те за ним не успевали, - так велика была его скорость и работоспособность. Он написал такое количество, что если каждый день читать по 8 часов, потребуется 80 лет жизни. По молитвам матери он обрел столь великий дар. Когда мать за дитя молится, дитя в огне не горит, в воде не тонет; молитва матери его со дна моря достает, она равна молитве церковной. Только мы с вами ленивы молиться, - вот причина того, что наши дети и родные не веруют в Господа.

Как воспитывать ребенка? Можно ли читать ему сказки, водить в театр?

Святые отцы советуют так: детей учите только хорошему, плохому они сами научаться. Есть сказки, добрые, нравственные, они полезны детям. В театре они многое не поймут. Для христианина главным должен быть не театр, а церковь. У христиан все по-иному. Допустим, человек, не знающий Бога, идет не в церковь, а в театр, читает не духовные, а светские книги. Православный христианин делает земные поклоны, а неверующий человек пляшет, занимается аэробикой. Неверующий часто смеется, а христианин плачет о своих грехах. Христос сказал: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин.2,15). Если театр не несет христианской нравственности, то туда ходить нельзя и смотреть там спектакли тоже не надо. Через глаза и уши в нашу душу входит мир, а он испорчен и заражен грехом. Очень трудно потом из себя все это выжить. Когда человек начинает молиться, то демон начинает напоминать то, что человек видел и слышал прежде.

Мы должны так воспитывать и учить детей, чтобы они понимали, что наша голова не мусорная яма, куда сбрасывают все подряд. Не всю литературу нужно читать, а только ту, которая принесет пользу душе.

Мать отвечает перед Богом за воспитание чада. А если есть духовник, то значит ли это, что ответственность вся с матери снимается и ложится на духовника? Или она продолжает нести ответственность за ребенка до какого-то определённого возраста?

Если ребенок родился - мать ответственна за воспитание ребенка. Она должна с кротостью и любовью воспитывать его и наставлять. Если она воспитывала ребенка благочестивым, в христианском духе до 18 лет, то после этого возраста вся ответственность переходит на само чадо. Если он встал на ложный путь, то матери остается только молиться за него, а ответственность лежит на нем; он сам отвечает за свои дела. Но если он сохранил веру и пришел в церковь, то священник, помогая каяться в грехах, поучая и наставляя, является его духовником и помогает идти по жизни. А если он перестал ходить в церковь, молиться, то с духовника снимается ответственность. Так что после 18 лет ни мать, ни духовник не несут ответственности за человека, только он сам.

Как ребенку привить послушание?

Надо начинать с малого, приучать постепенно. У нас есть не только дети, но и взрослые; им что-то говоришь, а они продолжают на своем стоять и не слушаются. А "своя волюшка доводит до горюшка". Просто не приучены слушаться.

Все ли дети верят в Бога?

Ребенку не надо говорить, что Бог есть. Если, правда, родители или учителя не научили другому. Мать начинает молиться, встает на колени, и ребенок не удивляется: что это она делает? У него душа чистая, безгрешная, она чувствует Бога. И детская молитва такая, что сразу доходит до Бога и исполняется Им. Мы таких детишек часто видим.

Как-то к нам в монастырь приехали родственники инокини Валентины и привезли с собой ее племянниц, семилетних Настю и Катю. Девочки поехали на подворье, там у нас раздолье: лес, речка.

В воскресенье к обеду приготовили рыбку, а она у нас не часто бывает. Вкусной оказалась рыба, Насте понравилась.

- Валя, вечером будет рыбка? - спрашивает она.

- Нет, Настя.

Пошел вечером отец Антоний на речку, сел с удочкой. Речка мелкая, только чуть ноги замочить, никогда никто там ничего не ловил, а он закинул удочку и вдруг поймал. Сварили вечером уху, все поели. Так получилось, что некоторых сестер поздно позвали. Прибежали - и досталось только детям, сестрам Насте и Кате. Настя потом на ушко говорит:

- Валя, я молилась, чтобы Господь послал вечером рыбку.

Вот такая детская молитва.

К инокине Наталье приехали в гости крестник Даня и его родной брат Коля. Дане десять лет, а Коле пять, и он брата очень любит. Все ему прощает: и щелбаны, и забавы над собой. А крестная, инокиня Наталья, их воспитывает:

- Колечка, молитву читать!

- Школько кругов? (Он раньше звук "с" не выговаривал.)

- Давай: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!"

Начнет читать лениво, а потом, смотришь, понравилась молитва, с охотой продолжает.

- Почитай "Богородицу!" - Читает.

- Может, еще круг?

- Ладно.

Он маленький был, а уже любил рассуждать:

- Бабушка, почему меня все любят? А! Знаю: потому что я всех люблю.

В Великий пост Даня у нас в монастыре постился как взрослый, хотя тогда ему было еще четыре года, Наталия ему кушать не давала: матушки не едят, и тебе нельзя перед причастием. Другие дети привыкли, а Даня не успел. Начнет Наталия уговаривать:

- Данечка, это бес. Он на левое ухо шепчет: "Съешь колбаски".

Данечка, сам весь кругленький, сердится:

- Уйди, бес, со своей колбаской, уйди!

Утром надо в храм будить. Даня плачет, не хочет вставать.

- Даня, Даня, скорей послушай, что Ангел говорит. Даня на правую сторону голову поворачивает, ухо подставляет, слушает:

- Сказал, всегда ходить в храм, - встает и одевается.

Но вот ребенок подрастает, и в нем начинают проявляться страсти. Начинает, например, допускать в уме блудные мысли. И тут уже не может быть чистой молитвы.

Как-то на исповедь пришла девочка двенадцати лет. Спрашиваю:

- Смотрела порнографические фильмы?

- Да. Мы с соседским мальчиком у папки кассеты взяли, когда он был на работе, и смотрели.

- И что же вы там видели?

- Видели, как тетечка и дядечка занимались любовью.

- Так это не любовь! Это разврат, блуд. Блудники Царства Божия не наследуют. Ну, и как ты все это приняла? Спокойно?

- Нет, у меня страсти появились.

Знаете, как рыбак удит рыбу? Он берет удочку с леской, насаживает на крючок червячка. Забрасывает удочку в реку и ждет, когда же клюнет рыбка. Рыбка идет на червячка, хватает его, а вместе с червячком захватывает и крючок. Вот она и попалась рыбаку!

Точно так же и дьявол "нанизывает на крючок" какое-то обнаженное тело и "забрасывает" его в телевизор. Человек "клюет" на его наживку, и дьявол ловит этого человека. Бедняга попадает к нему в лапы и вырваться уже не может. И дьявол мучает этого человека и будет мучить до тех пор, пока тот не сделает над своей страстью усилие и не вырвется.

Идет уничтожение русской нации, нашего народа. Определенные силы детскую душу уже вовлекли фильмами в смертный грех! Все показывают. Ни на что запрета нет.

А если есть, то фиктивно, на бумаге. Всегда и везде можно, если кому-то потребуется, приобрести и порнофильм, и газетку скабрезную. Человек начинает грешить, еще толком не понимая, что делает, к каким последствиям это приведет.

Приехал ко мне один мальчик, исповедался, что тоже смотрит эти фильмы. Я сказал отцу: "Нельзя ему это показывать!" А отец - "сырой материал", духовно не укрепленный - говорит: "Пусть сынок все видит, все знает". Говорю: "Дело ваше. На вашей совести душа сына".

Сын все узнал, все понял в свои шестнадцать лет, насмотрелся этих фильмов до того, что стал преступником. Вечером приходит домой, а наутро его милиция забирает. В чем дело? Оказывается, гуляли с ребятами, и девчонки были. Напились, блудом занимались, смертно грешили. Девочке пятнадцать лет. Он снял с нее доху, даже принес домой и по пьянке забыл об этом. Она утром проснулась, мать ее спрашивает:

- А где шуба?

- Этот мальчик взял ее у меня.

Ну, и забрали. Был суд. А там уже не только за шубу - за все дела присудили. Вот к чему приводит такая свобода.

Ребенок пяти лет хочет научиться смирению. Возможно ли это в таком раннем возрасте?

Смирению надо учиться с ранних лет. Это правильно. Главное - жить не "как я хочу", а по родительским наказам. Что сказали, то и надо выполнять, и не с недовольством, а с радостью, с готовностью. Тогда будет воспитываться не внешнее, наружное смирение, чтобы похвалили, а настоящее, глубокое смирение, которое угодно Богу. Смиренная душа всегда легка и радостна, всем несет свет и любовь.

Когда учишься смирению, нельзя раздражаться, возмущаться. Нельзя плакать от обиды, что куда-то не взяли поехать, куда-то не отпустили, что-то не разрешили. Надо понимать это так: "Значит, мне это не благословил Бог, Ему это не угодно, а мне не полезно". И спокойно сесть, учить уроки, как велит мама.

Как бороться с плотскими искушениями подросткового возраста?

Надо помнить: сласти рождают страсти. Если желаешь избежать искушений, не ешь ничего сладкого, не ешь мясо, утром не завтракай. Жить надо так, чтобы дух бодрствовал над плотью, а не плоть брала верх над духом. И, конечно, надо стараться чистосердечно исповедоваться, чтобы ничего тайного на совести не оставалось. А еще чаще молись, постоянно читай Иисусову молитву, и благодать Божия будет хранить.

Часто подростки думают, что они какие-то особенные. Многие ростом стали большими, мамку-папку переросли, а умом-то еще маленькие.

Знаю таких детишек, лет по четырнадцать-пятнадцать, они хотели бы жить самостоятельно, вырваться из-под контроля своих родителей. Помню, у моей сестры сын закончил училище и принес домой девяносто рублей. Отцу говорит:

- Я от вас отделюсь, потому что я уже самостоятельный, могу работать и деньги у меня есть.

Отец ему и говорит:

- Ну, что ж, отделяйся. Я тебя семнадцать лет кормил, поил, одевал, жил ты у меня в доме. Вот когда за эти семнадцать лет рассчитаешься, тогда - на все четыре стороны, а сейчас ты должен жить с нами и слушать, что тебе скажут, своему уму не доверять.

Сейчас многие родители плачут от того, что их дети слишком "повзрослели". В одной семье дочка с подружкой ушли из дома, пропали. Неделю жили на чердаке, питались продуктами, взятыми из дома; закончились продукты -- пришли. Многие ребята и девчонки по вокзалам мотаются, грязные, голодные домой приходят, зато пожили самостоятельно, без контроля, а потом: "Прости, пап! Прости, мам!" Хорошо, если одумаются, но, бывает, такая "свобода" доводит до преступления, до наркотиков, самоубийства. А все почему? Потому что живем без Бога, хотим все сами делать, без Божией помощи. А сами мы можем только грешить да падать...

Как спасать детей и внуков? Как быть, если маленькие дети не хотят ходить в церковь? Нужно ли применять власть старшего над ними, даже физическую силу или же оставить все на волю Божию?

Недавно я был в одной семье. Там муж и жена вот уже несколько лет не каялись по-настоящему. Души их обременены грехами, закоснели в них. С утра до вечера скандалы. Беда такая! Жена постоянно в истерике, руки трясутся, слезы, плач, рыдание. И вот как-то в запале она схватила нож и говорит мужу:

- Бери нож! Выйдем в лес, сразимся - кто кого! Я тебя запорю насмерть! (Они в свое время оба занимались карате).

Вот до такого состояния друг друга довели. И никак не могут уступить.

Дети, видя эти ссоры, как резиновая губка, впитывают все в свои души. Что же от них ожидать? Они будут точно такими же, как мамочка и папочка. Вот тогда начнется особенно "интересная" жизнь в этой семье.

Порядка в семье нет. Даже внешне их жизнь не налажена. Если начать уборку, можно собрать ведра тараканов и клопов. Мать говорит: "Батюшка, смотрите, как клопы покусали ребенка! Они не дают ему спать..."

Все завалено хламом, мусор кругом. И надо все приводить в порядок, а начать со своей души. Наведем порядок в душе, тогда и жизнь наладится, появятся взаимные любовь и уважение. Надо ходить в церковь, молиться, ну, и слушать друг друга. И жена должна больше слушать своего мужа. Так повелел Бог. А то ведь и погибнуть можно во зле, в гневе, в раздражении. Когда нет согласия, тут и блудные страсти на стороне, и измены. Время же идет, дни жизни сокращаются, и Господь ждет, когда все ссоры прекратятся.

Господь всех призывает к вере, к покаянию. Часто Он посылает нам благочестивых людей. Хорошо, если это наши родители, ближние, бабушка с дедушкой. На них лежит ответственность за детей и внуков, за то, какими они вырастут.

Прежде существовал такой обычай: в Чистый Четверг рано утром родители поднимали и купали детей. Я тоже это делаю со своими детьми. Как к этому относится Церковь?

Это внешнее приготовление православных христиан к Тайной Вечери, происшедшей в Четверг, воспоминание того, как Господь омыл ноги Своим ученикам.

Главное, что надо сделать всем православным христианам, - внутренне омыть свою душу через покаяние. Перед Светлым Христовым Воскресеньем все должны покаяться в грехах.

Вспомните жизнь подвижников: многие жили в пустыне, им омыться негде было... Купание детей- это внешняя сторона четвергового омовения. Как обычно мы комара отцеживаем, а верблюда поглощаем.

Не надо обращать особого внимания на внешнее, ведь Господу нужно "сердце сокрушенно и смиренно". Потому нужно подготовиться не столько телесно, сколько духовно.

Пропали маленькие дети. Что делать их родителям?

Надо открыть Псалтырь и на каждой "славе" в кафизмах молиться, просить у Господа, у Матери Божией, у святых угодников помощи и покровительства.

Сейчас дети, чуть подросли, уже считают себя взрослыми, хотят самостоятельной жизни, оставляя родительский дом. Обычно постранствуют да и возвращаются домой. Надо за них молиться. Хорошо молиться своими словами, потому что Господь принимает молитвы, идущие от сердца.

Не случайно, что эти дети пропали. Может быть, родители живут без Бога, в церковь не ходят. Дети могли уйти из дома, потому что у родителей в жизни не все в порядке: споры, ссоры, а детская душа нечистоты не переносит. Ищет правды и справедливости, любви и ласки. А что могут дать взрослые, когда их души без благодати Божией затемнились нераскаянными грехами? Потому и случилось такое с этими ребятами. Нужна тревога, чтобы души родителей пробудились и обратились к Богу: "Как тревога, так до Бога".

Можно ли подавать записку на проскомидию за сына, который в храм не ходит и живет в гражданском браке без венца?

Если он не против Бога, то можно. Порой люди живут с огрубевшей душой и в храм никак не могут собраться прийти. Почему сейчас многие, имея детей, редко ходят в церковь, детей покрестят, а потом их не видно на службах? Потому, что они подпав под вражеское влияние, поверили негодным мыслям и не стали их говорить на исповеди, признаваться Богу в своем падении. А за мыслями приходят блудные страсти, поступки. Человек в этом не кается, стыдится, и благодать Господня от него отходит. Он перестает чувствовать в себе Господа, начинает привыкать жить без Него, по своей воле. Становится пустым, безблагодатным, а от этого начинается внутреннее раздражение, непослушание ближним, упорство. У такого человека одна цель: напитать, усладить брюхо, выпить, посмотреть по видео что-нибудь непотребное. Душа жаждет благодати, а где ее, кроме храма, найти? В телевизоре? Там специально всякую гадость показывают, чтобы развратить народ и духовно уничтожить Россию. Когда человек оставляет духовное и переходит на все плотское, он начинает уподобляться животному. Жизнь его становится плотской, примитивной. Какое уж тут высшее творение Божие, когда человек попрал в себе искру Божию - свою безсмертную душу! В нем только одни страстные помыслы, ни одной мысли о безсмертном и вечном! Жизнь без молитвы, без общения со своим Творцом - разве это жизнь?

Как воспитывать детей в законе Божием, в православном духе, так, чтобы в семье хранились мир, тишина и покой?

У одного крестьянина было пять детей и все очень хорошие, добродетельные. Все село удивлялось, глядя на них. Сосед как-то спросил крестьянина:

- Как удалось тебе воспитать таких прекрасных детей?

- Очень просто. Первого воспитывал и учил я сам, второй учился у первого, третий у первых двух, и другие так же. А всему я научился у своего отца.

Сын научился от отца, отец от своего отца, а первый в роду научился от единого Отца - Господа.

Та семья, которая постоянно пребывает с Господом, в молитве, имеет благословение Божие. Все в ней идет своим чередом. Хотя дьявол и искушает, но члены семьи ведут борьбу со страстями, каются в грехах. И в этой семье воцаряются мир и любовь, потому что есть благословение Божие на ней.

Сейчас много людей, которые не знали Господа, в церковь не ходили, пребывали в пороках, страстях, давали свободу всем своим чувствам и довели себя до безблагодатного состояния. В душе стали пребывать мрак, темнота, не стало любви. И рады бы жить по-другому, прийти к Богу, а сил не хватает. Но и таких Господь не оставляет.

Сказано: "Где умножается грех, там преизобилует благодать". Как это понять?

Если разрушили огромный дом, то для его восстановления надо очень много средств. А на восстановление маленького разрушенного домика средств надо меньше. Потому если кто-то много грешил, ему для спасения нужно много Божией благодати. И Господь эту благодать дает; самое главное сохранить ее в себе. Все выдержать, а порой пострадать и помучиться.

Приехала одна женщина из Минска. Говорит:

- Батюшка, помогите мне!

- Что такое?

- Стала бесноватой.

Вошел в нее бес.

Конечно, Господь попустил эту болезнь для спасения. Так и сказано в послании апостола Павла к коринфянам: один человек совершил тяжелый смертный грех, потому его тело надо отдать на измождение сатане, чтобы спасся дух (1 Кор.4). Любая болезнь, даже беснование, заработана нами и послана за наши грехи. Потому, если мы будем грешить, жить без Бога, в семье нашей никогда не будет мира и покоя. Только в Боге можно найти упокоение и источник сил для воспитания наших детей.

Как приучить ребенка к духовной жизни?

Надо с детства приучать дитя к молитве, к Церкви, к службам. Многие родители приводят маленьких детей на службу в церковь. Детишки стоят, слушают церковные молитвы, сами Бога о чем-то просят, исповедуют свои детские грехи. Некоторые подходили на исповедь, говорили:

- Батюшка, я маму и папу не слушался, плевался, кусался, ногами бил.

Недавно один мальчик двух с небольшим лет впервые сказал свои грехи:

- Маму не слушался, топал на нее ножкой.

Господь принимает такую исповедь.

Помню одну семью. Там родители учили детей добру. Мальчику три года было, маленький еще. Он любил Господа, Матерь Божию, святителя Николая. Каждый раз, когда мама ему что-то хорошее говорила, он подходил в святой угол и молился. А приложиться мог только к иконе святителя Николая, она была пониже других.

Однажды родители вышли в огород. Он в доме играл с дверным крючком. Раз, и крючок захлопнулся! Он тогда пошел в ванную, открутил кран, а закрутить не смог. Вода уже в комнату пошла. Родители увидели, что вода через порог на улицу течет, стали дверь открывать, а она заперта. Попали через окно. Смотрят, сынок лежит в постели сухой. Воды много, до колен! Спрашивают:

- Сыночек, как же ты спасся-то?

Он отвечает:

- А меня дедушка посадил на кровать.

- Какой дедушка?

Он и показал на икону святителя Николая.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

Надо по 150 раз читать молитву "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный Серафим Саровский говорил, что тот, кто ходит в Дивееве по канавке Матери Божией и сто пятьдесят раз читает "Богородице Дево, радуйся", находится под особым покровом Богородицы. Святые отцы постоянно говорили о почитании Божией Матери, о молитвенном обращении к Ней за помощью. Молитва Матери Божией имеет великую силу. По молитвам Пресвятой Богородицы благодать Божия снизойдет и на мать, и на ребенка. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле, вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы.

Вспоминаю одну семью. Это было в то время, когда мы служили на приходе. У одной матери, Наталии, были две девочки - Лиза и Катя. Лизе лет тринадцать-четырнадцать, была она капризная, своевольная. И хотя ходила в церковь вместе с мамой, оставалась очень неспокойной. Я удивлялся терпению матери. Каждый раз утром встает и говорит дочери:

- Лиза, давай молиться!

- Все, мам, я читаю молитвы!

- Читай.

Начнет Лиза читать, немного почитает и говорит матери:

- Ты сама читай.

Наталия начинает читать, дочка ей:

- Быстро читаешь, медленно читай!

Мать начинает читать медленнее.

- Дай, я сама буду читать. Мне не нравится, как ты читаешь.

Мама ее не одергивала, терпеливо исполняла все ее просьбы. В это время дочь было безполезно бить-колотить. Мать терпела. Прошло время, дочка выросла, стала спокойнее. Совместное молитвословие пошло ей на пользу.

Что делать, если родители люди нецерковные, как они могут воспитать детей?

Каждый воспитывает по-своему, а потом пожинает плоды. Поскольку государство у нас было нецерковное, воспитывало без Бога, это воспитание принесло плоды: рэкет, убийства, насилие, грабежи. Дети не почитают родителей, не дают средств для жизни, выгоняют из дома.

Отец и мать ответственны за воспитание своих детей. Они должны вразумлять, наставлять, учить. И кому как идет это вразумление. Некоторых надо пристрожить, других лучше лаской взять.

Меня мать никогда сильно не била. Бывало, захочется мне гулять, пойти купаться на речку, а она меня заставляет корову пасти. Веревки у нас не было, чтобы привязать ее к колышку. А если корову просто пустить пастись, опасно, рядом железная дорога проходила. Часто коров сбивало поездом. Приходилось сидеть с Белянкой. На улице жарко - градусов 30-40. Не удержусь, сбегаю на речку, искупаюсь. Мать узнает, что я бросил корову, и, бывало, отругает. Свернет полотенце и полотенцем отходит. Я смеюсь: "Вот здесь еще не ударила, вот здесь". Мать всегда за это уважал, что не злилась, не сердилась.

Но в некоторых случаях вица - прутик не помешает. Премудрый Соломон говорит: "Не жалей плетки для сына твоего, чтобы когда вырастет, был благодарен тебе". Знаю родителей, которые, узнав о каком-то пороке своего ребенка, сказали раз, два, а потом применяют физическое наказание. Так отсекают страсть: ребенок больше не касается того греха.

Рядом с нашей землянкой жил мой друг Саша. Ему было тоже лет пять-шесть. Была у него немощь: то у бабушки из сумки немного денежек вытащит, то часы у родителей. Я видел, как мать его наказывала. Спрашивает:

- Саша, кто взял деньги?

- Мам, я не брал.

- Где часы?

- Не брал.

- Знаю, что ты не брал, но мы сейчас найдем того, кто брал. Иди сюда.

Заводит его в комнату.

- Клади руки на стол.

Он кладет.

- Так ты не брал?

- Не брал.

- Теперь я знаю, кто взял.

И по рукам ремнем.

- Это твои руки виноваты. Ты очень хороший, а руки провинились.

- Ай-яй-яй...Ой-ё-ё-ёй!

- Ничего! Сейчас отвадим руки, чтобы они деньги не брали.

Так вот и отвадила его.

Я не слушаюсь маму, а очень хочу научиться слушаться. У меня не получается. Что же мне делать?

Слушаться, послушание - это основа нашего спасения. Расскажу, как я учился слушаться. Когда поступил в семинарию Троице-Сергиевой Лавры, стал задумывался: "Как же приучить себя к послушанию? Ведь спасение начинается с послушания". Решил и сам себе сказал так: "Кто бы мне что ни сказал, должен послушаться. Не только старших по должности, но и друзей-семинаристов".

И начал исполнять. Занятия кончаются в половине третьего. Пообедали. Свободное время до шести часов. Подходит инспектор, спрашивает:

- Ты свободен?

- Свободен.

- Надо пойти машину разгрузить: привезли стулья.

Внутри "не хочется", но говорю себе: "Будешь это послушание выполнять. Оно тебе не нравится? Значит, будешь нести его, пока не понравится".

Бывало, надо было по послушанию пойти на склад, на носилки набрать картошки, принести их на кухню, да не один раз. Внутри "не хочется", но заставляю: "Ты должен это послушание выполнить!"

И так в каждом деле. Приучай себя слушаться. Не нравится мыть полы, убирать посуду, идти в магазин за хлебом? Надо сказать себе: "Буду нести послушание родителям, как Богу, до тех пор, пока не научусь с радостью выполнять любое их поручение". Настроим себя так и легко научимся послушанию.

У моей сестры муж, Иван Иванович, он так приучил себя к труду, что без работы уже не может. Встает в шесть утра и сразу начинает трудиться. Идет к корове, выметает, вычищает, порядок наводит; в гараже что-то строит, на улице что-то приколачивает...

Служил я на приходе, он ко мне приезжал. Сразу находил себе работу. Скворечников понаделал, шкафов, убрал мусор в сарае. В кладовках навел порядок. В воскресный день нельзя работать, а он так привык трудиться, что для него мучение ждать понедельника.

Так что все надо начинать с послушания, и тогда Господь уже будет помогать.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Сын без благословения родителей привел в дом женщину и живет с ней. Как к этому относиться родителям?

Один человек согрешил плотским грехом. Ангел отошел от него и плакал, а демон приступил к этому человеку. Ангела спрашивают:

- Почему ты не можешь быть рядом и отогнать беса?

Ангел отвечал:

- Когда человек принял святое крещение, Бог поставил меня хранить его. Но человек, имея свободную волю, уклонился от чистоты. Живет в пороках, страстях. И я не могу к нему приступить, потому что он отошел от Бога.

Если человек отошел от Бога, злом и упреками его не возьмешь, но только любовью. Апостолы несли в мир проповедь о Христе не с оружием, не с криком, а с любовью. Те, кто был способен принять слово Благой Вести, приняли учение Христово, а кто не способен, не приняли. Так длится и до сегодняшнего дня. Люди, способные к духовному деланию, смиренно внимают, когда их наставляют. Те, кто пребывает в гордыне, имеют омраченный разум, не могут вместить сказанного.

Сын находится в заключении и очень часто болеет. Как мне быть? Он крещен.

У нас вся Россия крещеная. Думаю, вам не надо сильно волноваться. Надо молиться Господу, чтобы Он сына привел к вере. Цель нашей земной жизни одна: сделать душу доброй, чистой, святой. Даже если он и болеет, это ему на пользу: через болезни Господь призывает к вере, к покаянию.

А когда мы Бога не признаем, не молимся, не каемся, считаем, что мы крещеные и этого достаточно, мы не можем называться верующими.

В первую очередь, вашему сыну нужно принести покаяние, обрести истинную веру. Сейчас многие приходят к вере в тюрьме, в изоляции.

У нас в области одиннадцать учреждений: колоний и следственных изоляторов. Мы часто ходим к заключенным. Недавно, на Рождественских святках, были в камерах, где содержатся подростки - сто пятьдесят человек. Принесли им небольшие подарки.

Человек пять из них совершили убийства. Я уже не говорю о других грехах. Ребенку четырнадцать-шестнадцать лет, он совершил убийство и уже двадцать женщин имел. И девушки там такие же. Насмотрелись фильмов, начитались грязных книг. Чего же после этого от них ожидать?

Сейчас они находятся в изоляции, лишены телевизора, книг. Есть время подумать, понять, что надо исправляться, покаяться. А покаяние - это исправление жизни, поворот ее на сто восемьдесят градусов, изменение ума.

Девочка пятнадцати лет уехала в монастырь, домой возвращаться не хочет. Как Вы думаете, в ее возрасте это серьезно? Дать ей возможность остаться или взять ее под свое попечение?

Если девочка духовно здорова, не надо ей препятствовать. Пусть она будет в монастыре и испытает себя, там и учебу продолжит.

Из опыта знаю, что многие родители своих детей не пускали в монастырь. Одна мать говорила: "Дочка, только через мой труп!" Через четыре месяца она умерла. И таких случаев немало.

Есть не только подростки, но и дети, путь которых определен изначально. Преподобный Иов Почаевский в десятилетнем возрасте был пострижен в монашество.

Когда ребенок тянется к Господу, не надо ему препятствовать. У нас в монастыре у одной монахини есть внучка Марина, она пришла в обитель ко Христу в два с половиной года. Получила фундамент монашеской жизни. Сейчас учится в православной гимназии. Приезжала на день моего Ангела, поздравляла. Я сказал ей перед всеми матушками (а было там больше сотни человек): "Помнишь, Марина, в два с половиной года тебя Святейший Патриарх Алексий II благословил быть игуменьей. Ты ему на ступенях храма подарила розу и попросила благословения. Все это зафиксировано в духовном мире. Так что благословение тебе дано, и его надо исполнить. Помни, духовные основы ты получила здесь, в Свято-Введенском женском монастыре г. Иванова".

У нас некоторые мальчики и девочки начинают очень плохо говорить про монахов. Как мне себя с ними вести?

Сами эти девочки и мальчики - хорошие, только их злой дух сбивает с толку. Он всегда настроен против Бога, ведь Господь - это Добро, Любовь. Он всем творит только одно добро, а про Него тоже плохо говорят. Мало того, что плохо говорили, Его распяли! Уже две тысячи лет разрушают храмы, дома Божий. И православных, верных Господу христиан тоже гонят. Уничтожают иконы, святые мощи и плохое говорят о монахах, о прихожанах. Почему? Потому что в людях, которые это делают, злой дух живет, он подталкивает их на грех. Поэтому и ругают они Христа, священников, монахов, ведь злой дух не может терпеть чистоты и святости. Через языки таких людей он выражает свои мысли и злобу.

Тот, кто имеет в себе Духа Святаго, из уст выпускает только добрые слова, спокойные, мирные, тихие. А тот мальчик или девочка, которые плохие слова говорят, ругаются, не слушаются родителей, действуют уже по внушению демона. Конечно, если нет хороших слов, лучше всего молчать.

Людей, пришедших в монастырь, можно сравнить со снятыми с молока сливками. Из мира собираются служить Богу телом и душой избранные люди, самые-самые. Если мы будем говорить о сливках плохо, то что можно сказать об оставшейся воде?

Как помочь сыну? Он много времени занимался астрологией, хиромантией. Эрудированный, закончил аспирантуру, сейчас все потерял: семью, жилье, меня ненавидит. Ему тяжело, и я терплю да молюсь за него.

Матери дана возможность вымолить свое чадо из ада. Материнская молитва приравнивается к общецерковной, имеет великую силу и может дитя достать со дна моря. Если будете читать Псалтирь и поминать его имя на "славах", подавать по монастырям на Божественную литургию, на молебны, то Господь Вашего сына без помощи не оставит. Мы не знаем, как человека спасать, доставать из греха, а Господь знает.

Блаженный Августин в юности не знал Бога, но мать его молилась. Она пришла к архиерею, упала в ноги и рассказала свою беду. Епископ ей сказал: "Мать, Господь твои слезы и молитвы видит. Придет время, и исполнится твое желание". Так и случилось, ее сын уверовал, стал ревностным проповедником Христовым.

Вспомните притчу о "расслабленном". Один человек тридцать восемь лет лежал парализованный у Овчей купели. Один раз в год приходил ангел и возмущал воду в купели. Кто первый мог сойти в воду, получал исцеление. Расслабленный стремился в купель, но другие опережали его. Но он не отчаивался. Он ждал. И Господь исполнил его желание. Только подумайте: он тридцать восемь лет ждал исцеления.

Это прообраз нашей Православной Церкви, Церкви Христовой, которая дарует нам многочисленные возможности исцеления: и Божественная литургия, и исповедь, и святая вода, и молитва. Когда будем молиться от всего сердца, сами из греховного прозябания вылезем и сына из лап бесовских освободим.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.

Недавно мы крестили мальчика. У него сейчас большие искушения, он нервничает и кричит: "Бога нет, а есть только дьявол ". Снял с себя крестик, обвиняет, что его заставили креститься. Как за него молиться, чтобы помочь?

Молиться за него надо. Это с ним еще такое ... детское. Может быть, по телевизору что-нибудь посмотрел, и тлетворное, демоническое семя заронилось в душу. Поэтому он и произносит такие слова.

А вот о том, что демон есть, а Бога нет... А куда же Он делся? Сколько тысяч лет был - и вдруг "Его нет"? Нашлись такие люди, про которых премудрый Давид сказал: "Рече безумец в сердце своем: несть Бога". Только безумный человек может сказать, что Бога нет.

Душа такого человека до последней клетки пропитана грехом. И в ней, конечно, Бога нет - Господь идет к тем, кто Его призывает. А кто не помнит о Нем, Он за теми наблюдает и напоминает о Себе, о Своей любви к заблудшему через скорби, болезни, всякого рода напасти. Кто-то скажет: "Ничего себе, вот это любовь!" А мы редко вспоминаем Бога, когда у нас все хорошо. Но как только умер кто-то, попал в аварию, в тюрьму, так сразу к Богу: "Последняя надежда на Него!" Народная пословица гласит: "Как тревога, так до Бога".

Любому говорящему, что Бога нет, можно поверить. Это правда. В нем Бога нет! В его сердце не благодать Божия, а антихристово отрицание Бога, адский пламень безбожия. Сколько же таких людей! Но сегодня они отрицают Бога, а назавтра Господь даст им познать Свое существование. И приходят такие на исповедь, каются, плачут.

По великим церковным праздникам я опаздываю на уроки. Сначала иду на литургию, а потом в школу. Меня спрашивают: "Где ты был "? Что мне отвечать: лгать или говорить правду?

Храм - есть школа, и школа основная. Часто на исповеди дети спрашивают: можно ли в двунадесятый праздник не пойти в школу? Мы обычно советуем сходить в тот храм, где есть ранняя литургия, побыть там, а потом идти в школу. А если учитесь с утра и все же после литургии запаздываете на уроки, помните: врать никогда не надо. Лучше сказать: "Я был на службе в церкви". А если кто-то станет насмешничать, (к этому надо быть готовым), потерпите как настоящий воин Христов, как настоящий христианин.

Можно ли во время поста смотреть фильмы-сказки, где есть баба-Яга и Кощей безсмертный?

Ой, как это страшно... Нас заранее приучают к адским мукам, знакомят с бесами. Детская душа легко запечатлеет эти образы в сознании, а потом мучается. Многие на исповеди говорят: "Меня мучают кошмары, упыри".

Надо стараться жить среди прекрасного. Тем более в пост.

Господь создал нас для прекрасного, для вечной блаженной жизни. О ней нужно рассказывать ребенку, готовить его душу к встрече с Богом.

Можно ли православному христианину (ребенку) смотреть мультфильмы про трансформеров и играть в них?

Все, что мы делаем, говорим, мыслим, не исчезает, все это запечатляется в вечность на все времена. Богом нам дано время не для того, чтобы смотреть мультфильмы о трансформерах. Полезного в этом ничего нет, потому что там рассказывается о космосе, а космос наполняют демонические силы, добра там нет. Духовный отец мне говорил: "Старайся все делать, смотреть и читать только хорошее, потому что наша память - не свалка, не яма, в которую нужно все сбрасывать. Мы должны заполнять душу и все свои мысли только добром. Посеем добро, оно принесет обильные добрые плоды. В жизни как на огороде: если сеять и хорошие семена, и сорняки, все зарастет бурьяном. Не на этих мультфильмах надо учиться распознавать добро и зло. Лучше упражняться в реальной жизни, а не в выдуманной; у каждого человека есть совесть, она подскажет.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве