О гордости

В "Ветхом Завете" сказано, что денница "возгордился своим могуществом и силою и не захотел любить Бога, исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог". Какие силы управляли им в этот момент; ведь диавола и бесов тогда не было?

Денница возгордился силою и могуществом... Но силу и могущество ему дал Сам Господь, а он все это приписал себе, решил, - что все, знает, все понимает... И на свою сторону увлек третью часть ангелов. Был низринут в бездну, стал сатаною, а ангелы - злыми духами, бесами. А когда сатана искушал Еву, то вошел в змия и спросил ее: "Это правда, что Бог запретил вкушать плоды от всех деревьев? " И Ева ответила: "Не от всех деревьев, а только от одного - от древа познания добра и зла". И диавол внушает ей ту же самую мысль, на которой он попался сам: "А Бог знал, что когда вы вкусите эти плоды, будете сами все знать подобно Богу". И Еве захотелось быть равной Богу, знать все. Она сорвала плод, вкусила сама и дала Адаму. Вкусив, они увидели, что наги и скрылись в лесу, стыдясь своей наготы... Бог призывает Адама, спрашивает, что тот сделал, а Адам обвиняет во всем Еву и Бога: "Жена, которую Ты дал, искусила меня" (Быт. З.). Господь призывает Еву, но и она винит во всем змия и тоже не кается. Если бы они покаялись, сказали: "Господи, прости нас! "- смирились бы, то Господь простил бы их, но этого не случилось, потому они и были выведены из Эдемского рая. И была проклята земля, и все на ней, и свет райский погас, и небо закрылось. И вот уже 7500 лет человек в поте лица возделывает землю, чтобы пропитать себя. Проклял Господь и змия за то, что он впустил в себя диавола, и сказал ему: "Будешь ползать на чреве твоем и питаться землей". Сказал Бог - и стал змий ползать на чреве, хотя до этого бегал на лапках, подобно ящерице. А сейчас многие этому змию поклоняются, даже целые года им посвящают: год дракона, собаки, крысы, свиньи... Как-то вызвали меня причастить одну бабушку, а с ней жила девочка, она нарисовала дракона, повесила его на дверь и написала: "Дорогой дракон, избавь меня от злого Касьяна". Это было в високосный год. Вот детское обращение к диаволу за помощью - и в чем? Чтобы диавол избавил от предстательства святого Кассиана, преподобного, жившего в V веке, много проповедавшего о помощи Божией; его память празднуется 29 февраля, т.е. раз в четыре года.

Что такое гордость?

Диавол, когда был самым ближайшим к Богу ангелом, захотел быть равным Богу. А он - творение Божие. Возгордившись Божественными дарованиями, он присвоил себе способность все знать, все мочь.

Так и человек, живущий сейчас и обладающий какими-то дарами, талантами от Бога, может возгордиться. Допустим, он имеет дар слов, или способность все запоминать, дар физической мощи пли другие способности, а приписал все это себе. Хвалится этим, гордится; а хвалиться и гордиться надо Господом, что Он даровал ему эти таланты. Как-то я насчет гордыни беседовал с одним человеком и показал ему часы морские. У меня есть такие - большие, тяжелые. Говорю:

- Смотри, этих часов не было, но потом их мастер сделал. Поставили точное время, накрутили, и они идут целую неделю. Ну, они могут гордиться - мол, какие мы сильные, крепкие, мощные, точное время показываем. А я им могу ответить, что они глупые, что если их не накрутить, завода не дать, так они и остановятся, не будут время показывать. А если бы их мастер не собрал, так их бы и не было, чем же им гордиться?

Так и Господь нас вызвал из небытия в бытие, дал нам тело, дал нам душу, все способности. А когда мы эти способности приписываем себе, то мы глупо гордимся - все это не наше, а Господне.

Я видел митрополита Антония (три года я был иподиаконом у митрополита Ювеналия), он приезжал из Англии. Перед приездом договорились его поздравить с днем Ангела. Хор должен запеть "Многая лета", а народ должен подхватить. Митрополит Ювеналий его ублажал: "Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко, благодарим мы все Вас от лица всего народа за то, что Вы к нам приехали, молились с нами, что не жалеете своих сил. У Вас здоровье слабое, а Вы приехали к нам, несмотря ни на что. Много делаете, говорите слово назидания... " Потом поднял руку, хор запел "Многая лета". Что интересно? Я увидел, что на лице митрополита Антония никакие чувства не отразились - он все восхваления приписал Богу. Вся благодарность была им принесена Господу к Его ногам. Он ответил: "Когда я был маленький, то хотел умереть. Вы пропели "Многая лета", значит, вы молитесь Господу, чтобы Он дал мне силы нести тяжелый крест и дальше". (Он раненый, у него в позвоночнике металлические стержни стоят.) Вот, как надо уметь человеку в то время, когда его хвалят, всю хвалу Господу вознести. А когда его ругают, он должен это с радостью принимать, как должное, и за этих обидчиков молиться и радоваться; надо сохранять в себе эту радость, и никому не говорить, что отругали. Это ведь как драгоценность особая. На мытарствах Ангелы это засчитают как особое добро.

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты - тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет - чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: "Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели". В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: "У тебя зубы больные?" Надо ответить: "Господь пока хранит, милует".

Один священник мне рассказывал: "Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову"... Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! "Не я, а Господь", - так апостол Павел говорил. - "Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: "Ты уже совершенный", он смотрел на стену и читал: "А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? " "Любишь ли ты врагов? " И начинал себя обличать: "Все это - ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви". Приходит ему мысль и он читает: "Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? " И говорит себе: "Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной". Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: "Господи, все спасутся, один я погибну". Смотрел на огонь печи: "Одна моя окаянная душа будет в огне гореть". И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах...

А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся - за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и - в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали - за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды...

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому - корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: "Старец совсем обезумел. Какие глупости - сажать капусту вверх корешками!" А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания - "Благословите", и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

Есть ли добродетели, которыми можно было бы гордиться?

В покаянные дни Великого поста Святая Церковь обращает нашу мысль к евангельским событиям, к образам мытаря и фарисея.

"Боже, милостив буди мне, грешному", - из глубины души со смирением взывал ко Господу мытарь, всеми презираемый сборщик податей. И в это же время фарисей, внешне исполнявший церковные установления, в душе гордился своими внешними добродетелями и считал себя праведным.

Кто мы в нашей жизни пред Богом - мытари или фарисеи? Есть ли у нас добродетели, которыми мы могли бы гордиться? И вообще, можно ли рядом поставить добродетель и страсть?

Вспомним Библию: с гордыни началось падение - ангел Господень отпал от Бога. Со смирения началось спасение - Господь умалил Себя, смирил до человека.

Когда Адам был в Раю, Господь послал ему в помощь животных, птиц. Адам нарекал всем имена. Пока человек не знал греха, все животные были смиренные, слушались его. Но после грехопадения все твари стали страдать и мучиться.

И сейчас, когда человек достигает великого смирения - состояния первозданного Адама, может повелевать животными. Он их не дрессирует, как в цирке, дикие звери сами служат ему. Животные чувствуют этот дух и склоняются перед человеком, смиряются. Когда на арену колизея выпускали на христиан диких зверей, то они тихо подходили к ним, склоняли свои гривастые головы, лизали им руки и ноги. Так человек смирением достигал чистоты Адама, пока он еще не знал греха.

Гордый человек никак не может смириться перед Богом. Начинаются его страдания, истерики, уныние, отчаяние. Очень много надо пострадать за свою гордыню, но, как только он смиряется, сразу все страдания прекращаются, душа умиротворяется, успокаивается.

Однажды преподобный Макарий Великий со своим учеником шел по пустыне. И для того, чтобы не пустословить, отправил его вперед, а сам пошел сзади, погруженный в молитву.

Ученик встретил языческого жреца. Тот нес на себе какое-то полено. Ученик ему говорит: "Куда бежишь, демон?" Тот обиделся, снял с плеча полено и хорошо отходил его этим поленом. Избил и пошел дальше. А ученик остался лежать, идти он не мог. Встретил жрец преподобного Макария. А тот ему ласково говорит: "Здравствуй, трудолюбец". Эти слова так поразили язычника, что он остановился и спросил:

- Почему ты так мне говоришь?

- Вижу, что ты пребываешь в труде, несешь тяжелую ношу.

Совсем остановился жрец, умиротворился от этих слов и говорит:

- Тут какой-то монах шел, такой злой. Обозвал меня демоном, я его избил, а ты, я вижу, Божий человек.

Упал ему в ноги и просит:

- Хочу быть таким же, как и ты. Сделай меня монахом!

Взял преподобный его с собой. И когда они дошли до того места, где жрец встретился с учеником, то увидели его и, подняв, привели в монастырь. Этот жрец стал монахом, и монахом настоящим. Братья удивлялись, каков он был смиренный по жизни. Многих язычников примером своей жизни он привел к Богу.

Часто пожилые люди говорят: "А у меня гордости нет ". Что им можно сказать на это?

Гордыня - это самый центральный грех, центральный узел, который увязывает все пороки и страсти. Если человек раздражился, обиделся, сказал кому-то грубое слово, подумал о ком-то плохое, это значит, что этот человек находится в гордыне. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Человек впал в блуд? Прежде всего он впал в гордость, а блуд - это уже следствие греха. И любой грех так в нас проявляется, через гордыню - начало всех греховных начал".

Многие сейчас читают эти слова, а за собой не чувствуют греха гордыни. А грех этот, повторяю, страшный, смертный.

Только тогда в нас нет гордыни, когда мы не любим тщеславиться, не любим говорить о своих добрых делах, не видим в другом человеке его грехов, а видим только свои. Человек, смиренный душой, постоянно стремится к молитве. Ему всегда хочется слушать слово Божие, идти в церковь, читать священные книги, упражняться в богомыслии. Этот человек терпит все скорби, поношения и оскорбления, всякого рода неприятности. И поверьте, он за все благодарит Бога.

Тот, кто стремится к смирению, видит в своей душе неизреченный свет - свет Божественный. Обычно злые демоны знают, что этот человек смиренный, и они не имеют власти причинить ему какой-либо вред. Может быть, внешне и бывают напасти, искушения, соблазны, и многие люди, окружающие этого человека, соблазняются. Бывает, даже приписывают ему всяческие грехи и немощи, сплетничают, поносят, клевещут на него. Но, повторяю, это внешнее проявление демонических нападок. А внутри, в душе у подвижника, человека смиренного мир, тишина и покой. В его душе Сам Господь устроил Свою обитель.

Вспоминаю, как с одним смиренным человеком я ехал в машине. У меня и еще у одного священника освободилось время для отдыха. Мы заехали за этим старцем, взяли его с собой и поехали в аэропорт. Думали, что улетим в г. Сухуми. Утром были в аэропорту. На улице жара. Сидим, ждем отлета. Вдруг объявили, что самолет задерживается с вылетом до трех часов дня. Мы с моим знакомым батюшкой говорим: "Ну, что нам туда лететь? Может, воля Божия здесь остаться? Погода прекрасная, дни стоят жаркие. Давай уговорим батюшку, где-то здесь около Москвы отдохнуть, и он отдохнет, когда перелетов меньше будет." Предложили ему. "Ну, давайте здесь отдохнем", - смирился он. И билеты сдали.

Поехали. Приезжаем к заправке. Машин много, а заправляет одна колонка. Очереди к ней с двух сторон, чтобы быстрее было. Рядом со мной сидевший батюшка говорит: "Пойдем, поможем заправлять машины, дело быстрее двигаться будет. Пока люди пойдут платить, я буду заправлять". Подошла наша машина, но не доехала полметра и заглохла. Деньги за бензин уже заплатили, кассирша включила счетчик, а мы подъехать не можем. Священник, который наливал бензин, взял и натянул шланг к машине. Труба из рук вырвалась, и бензин стал хлестать мимо бензобака. Я знал, почему это произошло: ехавший с нами старец - очень смиренный, и с ним мы увидим много искушений. Бесы святых людей не любят.

Хорошо, все отремонтировали, машину заправили. Завелись, поехали.

Приехали в один монастырь. И там искушения. Батюшка мне говорит: "Отец Амвросий, бери косу!" - Я беру косу. - "Пойдем косить!" Он как-то быстро раза два взмахнул косой, смотрю: его и нет! Оказывается, впереди была глубокая яма, сначала в яму полетела коса, а вслед за ней он, прямо на косу. Хорошо, что она упала плашмя, а так была бы смерть.

Где бы мы с ним ни были, везде для этого смиренного человека демоны строили козни. Но Господь всегда сохранял.

Когда человек себя смиряет, Господь хранит его во все дни его жизни. Но самое главное, что в душе у таких людей при любых напастях остаются мир, тишина и покой. И к этому должны все стремиться.

Представьте себе: высокая гора и на ней никогда ничего не растет. Вся дождевая вода сливается вниз, в ущелье, из ущелья в долину, а в долине цветут сады, все растет. Или если мы посмотрим на хлебное поле, то среди общей массы увидим некоторые колоски, они головки выше других подняли. Эти колоски пустые, зерен не набрали. А те колоски, в которых зерна налились, головки склонили ниже всех. Это образы людей смиренных и гордых. Пустого все знают, он много красивых слов говорит, а смиренный старается быть ниже, незаметнее всех, потому что он служит Господу, в Его славу. Цель у него одна - смирить себя, свое "я", угодить своей жизнью Творцу и прославить Его Имя.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве