О кресте

Слышала, что Православная Византия крестилась двумя перстами. Почему же мы крестимся тремя?

Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. На Втором Вселенском Соборе митрополит Мелетий показал силу креста, сложив три перста. И мы с древности крестимся тремя перстами, во Имя Святой Троицы, прижимая два пальца к ладони в знак того, что Иисус Христос имеет два естества - божеское и человеческое.

Говорят, что крест - идолопоклонство, что Сам Христос не крестился, не изображал на Себе крестного знамения.

Да, Христос не крестился. Но мы читаем в Евангелие от Луки, что Господь перед Вознесением Своим обратился к ученикам, "подняв руки Свои, благословил (!) их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк.24,50-51). Поднял руки - это одно, а как же благословил? На Тайной Вечери Господь "взяв хлеб, благословил (!), преломил и дал ученикам" (Мр. 14,22). Как это понимать иначе, как перекрестил?

Самое великое оружие нам дал Господь - Крест, крестное знамение! Еще в Ветхом Завете мы встречаем прообраз креста. Когда израильский народ переходил через Иордан, шел по пустынному месту, на него напали змеи. Стали всех жалить. Моисей сказал, что надо сделать знамение - взять крест и на него повесить змею. И Сам Христос говорил: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому на крест" (Ин.3,14- 15). Тогда все, кто обращался к знамению, спасались, а кто не обращался - погибали. Крестная смерть была позорной, но Господь Своей смертью эту смерть сделал спасительной, потому Крест имеет великую силу.

В Священном Писании, в Послании к Галатам сказано: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6,14). Спрашиваем у сектантов: "Как это понимать?" - "А это хвалиться страданиями". Да кто же дерзает хвалиться страданиями Христовыми? Там написано крестом, а не страданиями!

Для некоторых крест в юродство, а некоторым во спасение. Те, кто под музыку беснуются на сцене, надевают кресты в уши, на грудь, не знают цену кресту, для них он не спасительный. А мы носим крест не для красоты, а для спасения, для подтверждения своей верности Господу, своего желания сораспяться Его страданиям.

Можно ли без креста ходить в церковь?

Как храм, так и человек не могут быть без креста... Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентген-кабинет, к врачу, нельзя снимать крест.

Ко мне один человек приезжал; он себе крест так плотно надел, что он через голову не снимается. Говорит: "Я часто ныряю, чтобы крест не потерять, завязал на короткую тесьму".

А про другого слышал как-то историю. Носил человек крест всю жизнь, не снимая. А тут пошел в баню и крест снял. А в бане на осколке мыла поскользнулся и ударился головой об пол. Сотрясение мозга получил. Хорошо, что Господь оставил в живых для покаяния.

Так что крест - это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещу подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах, что "... крест- хранитель вселенной, крест - красота Церкви, слава ангелам и язва демонам". Креста снимать с себя никогда не надо. Когда спать ложимся, в вечерних молитвах читаем "Да воскреснет Бог...", тогда надо вынуть свой крестик и приложиться к нему. Очень полезно утром, осеняя себя крестом со словами "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь", крестить все, что нас окружает. И, выходя из дома, также перекрестить дорогу на весь день.

С крестом мы живем всю жизнь и умираем. Его нам ставят в ноги на могиле. Когда все воскреснут, мы восстанем ко кресту.

Как правильно осенять себя крестом? Что и как можно крестить?

Нужно два пальца правой руки - мизинец и безымянный - прижать к ладони, три других соединить. Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Кладем три соединенных пальца на лоб и говорим: "Во имя Отца...," на живот: "и Сына...", с правого плеча на левое: "и Святаго Духа. Аминь". Опускаем руку, кланяемся.

Наше тело как бы разделено на три части. Мы знаем, что Престол Господень - небо, где соединяются все умные силы; и наша голова подобна этому. От Престола до земли - воздушное пространство; у нас от головы до живота - дыхательная часть, а далее как бы земная твердь. Когда мы несем три перста ото лба к животу, а потом на правое плечо - это символизирует сошествие Господа на землю. Его воплощение во утробе Пресвятой Девы Богородицы, рождение и жизнь на земле, распятие и Воскресение, восседание одесную Бога Отца. Когда мы крестимся, просвещаем разум, сердце и ограждаем от злых сил все чувства. Крест - это наше оружие. Человек осеняет свою одежду, пищу, дорогу - и в это время от его сложенных для крестного знамения пальцев выходит огонь небесный, попаляющий все нечистое. Допустим, человек садится за руль машины и крестит дорогу: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". И этот крест освящает все пространство предстоящей дороги. Господь и Ангел Хранитель охраняют водителя и пассажиров... Осеняем крестом пищу - огнем пожигается отрицательная энергия, если, например, кто-то готовил пищу в раздражении, нервничая... Когда демоны нападают на нас, мы осеняем себя крестом. И в это время бесы отбегают от нас; но если мы суетимся, к Богу не обращаемся за помощью, не крестимся, то они приступают к нам опять.

В последнее время много появляется в квартирах домовых, барабашек; что-то стучит, открываются сами собой шкафы и оттуда вылетает одежда, на глазах рвется, ковер со стены слетает и сам скручивается, кран открывается и вода начинает течь. Много бывает подобных искушений. Бывает, что на чердаке раздаются четко различимые шаги, а чердак закрыт. По квартире рядом с человеком ходит кто-то тяжелой поступью, некоторые люди во время молитвы чувствуют на затылке дыхание. Все это бесовское наваждение. Раньше православные христиане, зная козни врага, отражали его нападения крестным знамением, святой водой. Они не боялись подобных явлений, зная, что демоны только наводят страх, но не в силах повредить. Они ничего не смогут сделать, если Бог не попустит. Почему же появляются все эти искушения? Да потому, что люди, воспитанные в безбожном атеистическом духе, не знают как креститься, не имеют в доме святынь, не каются в грехах, не ходят в церковь - и бесы не боятся этих людей! Люди не знают, как воевать с ними, потому и находятся в плену у демонических сил.

Почему надо осенять крестом одежду при одевании?

Не только одежду надо осенять крестом, так же надо поступать и с пищей, и с водой, и когда входим в дом, и когда выходим - крестить дорогу.

Расскажу такой случай. Святой Симеон Столпник, 50 лет простоявший в молитве на столпе, был искушаем бесом: стоит - молится, вдруг рядом с ним остановилась огненная колесница, ангел светлый говорит: "Ты угодил Господу и Он посылает за тобой колесницу, как пророку Илие". Симеон соблазнился этим, а когда хотел уже взойти, ногу поднял и ... осенил себя крестом - эта колесница мигом исчезла вместе с конями. Это было демоническое наваждение. Он эту ногу наказал - три года на ней стоял. Поэтому мы все должны осенять крестом, освящая, чтобы ничто нечистое, скверное в нас не оставалось.

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим - крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне - боимся скорбей. А ведь скорби - дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит. Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Когда я ложусь спать, то крещу постель, а потом ложусь. Не грешно ли ложиться на крест?

Мы с вами складываем три перста вместе и осеняем жилище, постель, одежду со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Из креста выходит священный огонь и попаляет все нечистое, освящает жилище. Вот если мы огнем постель попалим, а потом ляжем, мы же не на огонь ложимся. Так мы не на крест ложимся, а на место, освященное крестом.

Можно ли крестить себя в рукавицах?

У преподобного Варсонофия Великого сказано: у тех, кто крестится в перчатках, отнимается благодать Божия. Креститься нужно с благоговением, мужчины при наложении на себя крестного знамения должны снимать шапки. Но бывает, мы проезжаем или проходим мимо храма, а на улице мороз, тогда можно осенить себя крестом и в шапке, чтобы отогнать нечистые помыслы.

Под крестом на куполе храма видели полумесяц. Что он означает?

Кресты на куполах нашего храма называются ажурными, это древняя форма креста; такие кресты есть и в Троице-Сергиевой Лавре, и на многих других православных храмах. Мир, в котором мы живем, - Житейское море, а крест - это якорь спасения. Полумесяц же изображается иначе.

Что делать, если найдешь крест, можно ли его носить? Говорят, это плохо.

Да, для диавола это очень плохо. И он внушает: если нашел крест, значит брать его не надо, а то скорби будут. Крест - это великая святыня, нельзя, чтобы он валялся, попирался ногами. Надо его поднять, омыть. И носить его можно.

Можно ли осенять себя крестом, проходя мимо оскверненного, разрушенного частично или полностью храма?

Если в этом храме прежде была служба, а теперь пусть даже и проезжая дорога. Ангел Хранитель Престола Господня здесь будет стоять до Второго Пришествия. Это потому, что на этом месте совершалась страшная всемирная Безкровная Жертва.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве