О послушании

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты - тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет - чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: "Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели". В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: "У тебя зубы больные?" Надо ответить: "Господь пока хранит, милует".

Один священник мне рассказывал: "Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову"... Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! "Не я, а Господь", - так апостол Павел говорил. - "Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: "Ты уже совершенный", он смотрел на стену и читал: "А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? " "Любишь ли ты врагов? " И начинал себя обличать: "Все это - ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви". Приходит ему мысль и он читает: "Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? " И говорит себе: "Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной". Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: "Господи, все спасутся, один я погибну". Смотрел на огонь печи: "Одна моя окаянная душа будет в огне гореть". И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах...

А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся - за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и - в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали - за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды...

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому - корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: "Старец совсем обезумел. Какие глупости - сажать капусту вверх корешками!> А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания - "Благословите", и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

Что выше: смирение или послушание?

Если у человека нет послушания, то это означает, что у него нет и смирения. Смирение рождает послушание. Приходилось видеть смиренных людей - такая с ними радость! Такая благодать! Такому человеку говоришь: "Подойди ко мне". И человек не идет, а бегом бежит: "Батюшка, слушаю Вас". Ему благословляешь какое-то послушание, а он: "Хорошо, сейчас все сделаю". А когда гордому человеку что-то скажешь, он еще подумает: подойти к тебе или нет. Если и подойдет, спрашивает: "Чего хотел? "- "Ну, я хотел, чтобы ты пошел картошку почистил". - "Еще чего не хватало! Я - и чтоб картошку чистил! " - "Ну, хорошо, иди подежурь". - "Не пойду дежурить". - "Ну, идем чаю попьем". - "А - чаю? Чаю можно"...

Со смиренным человеком так приятно! Вы никогда не увидите этого человека раздраженным или обиженным, не услышите, чтобы он возвышал голос, чем-то возмущался. Куда бы этого человека не послал, он везде доволен, всем рад. Любое послушание выполнит, потому что он смиренный. И таким людям Господь дает здоровья, а самое главное - душевный мир, радость, покой.

Что такое послушание - слушаться всех или только духовника и начальствующих?

Когда человек послушный, то он слушается с рассуждением: не только духовника, начальствующих, но и всех, кто рядом с ним находится. Послушный - послушный везде, а непослушный знает только себя, он никого слушаться не будет. Знаете, двое таких упрямых захотели внести бревно в храм. Один говорит: "Я первым пойду", а другой: "Нет, я пойду". Бревно поперек двери поставили, и все спорили. Так они в храм и не вошли... В Царство Божие непослушные, твердолобые не входят, а только кроткие и смиренные. Почему? Да потому, что в обителях рая тоже послушание должно быть. Мы ведь имеем свободную волю и по смерти ее не лишаемся, как не лишены ее Ангелы. Вот, допустим, вошел человек в обители рая, что-то ему там не понравилось, не на то место его посадили, не так ублажили, как бы он хотел, он и взбунтуется, потому что всю жизнь жил по своей воле... Но таким в Царство Небесное доступа нет, такие с демоном остаются, потому что только демоны по своей, а не по Божией воле живут.

Я - послушница, мне не нравится мое послушание. Как быть?

В монастыре у послушников своей воли нет - какое послушание дадут, его надо принимать как от руки Господней. Это послушание нужно исполнять с радостью, потому что оно тебе дано от начальствующих, а значит и от Господа. Святые отцы говорят: "Если послушник трудится на послушании до пота, то капли пота Ангелы Господни приносят пред Престол Господа и требуют помилования этому человеку". Помню, когда меня рукоположили во иеродиакона, дали послушание, которое было для меня тяжело. На этом послушании прежде трудилось 2 человека, но второго только что рукоположили, он служил каждый день, и мне одному приходилось нести послушание в трапезной. Встаешь в 5 утра, сначала - полунощница, потом - литургия. После службы приходишь в столовую и начинаешь накрывать на столы. Надо было поставить посуду, порезать хлеб, накормить рабочих, убрать грязную посуду, помыть трапезную и снова накрыть столы для братии. Каждому поднести второе (первое ставили на каждый стол в кастрюле). После обеда все убираешь, посуду сдаешь. Потом шли опоздавшие - занятые на послушании, их надо было накормить. Потом приходили студенты- семинаристы... Только все уберешь - пора на службу идти. Когда служба заканчивалась - снова столы накрывать, братию кормить, со стола все убрать. В это время в трапезной читались каноны, вечерние молитвы - приходилось ждать до 23 часов, пока все разойдутся. Так было изо дня в день. А еще надо было утром хлеб получить, через день квас делать - бочку литров на 200... Придешь поздно в келию - ног под собой не чуешь, а в 5 утра опять встаешь. Как-то Господь давал, что я не роптал, а с радостью все делал. Думаю: "Ну, слава Богу! Господь дал мне такое испытание". У меня после того, как я перестал работать в столовой, появилось чувство понимания тяжести этого труда. Я знал, как это трудно, потому, когда вставали из-за стола, собирал посуду, помогал убирать все со столов. В монастыре человек должен все послушания пройти, чтобы знать тяжесть труда на любом месте. Всякое послушание надо со страхом Божиим делать, во славу Божию.

Самым тяжелым послушанием было исповедовать людей. Исповедовали даже ночью. Провел общую исповедь, народу не так и много. Начинаю исповедовать, смотрю: 2 часа ночи, а народ не кончается, 3 часа.., 5 часов утра - и все 10 человек стоят. Оказывается, 10 стоят - ждут исповеди, а другие спят. Кто поисповедовался - будит другого на исповедь. Пять утра, меня ноги уже не держат, спать хочется, думаю: "Слава Богу, мне больше достанется. За это Господь дает благодать еще здесь на земле". И действительно: тело устало, изнемогло - еле стоишь, а в душе - мир, тишина и покой.

Однажды, помню, за ночь прошло много людей на исповеди. Попались такие "мясистые" рыбки, у которых очень много тяжелых грехов, смертных. Они никогда не исповедовались. С ними поговоришь, дашь возможность покаяться, смотришь - они радостные уходят... Хоть на часок, но отдыхать ходил. Лягу - злой дух меня берет и в постели подбрасывает. Лечу, переворачиваюсь в воздухе, и... в это время просыпаюсь. Закрываю глаза, засыпаю - он опять берет и подбрасывает. И так несколько раз, сон и проходит. А мой духовник присылает за мной, зовет на исповедь под Успенский собор. Не спавши ни часа, снова иду исповедовать. Духовник прекрасно знает, что я всю ночь был на исповеди, но при всех говорит с укором: "Отец Амвросий! Как тебе не стыдно... Посмотри, сколько людей - сотни стоят, ждут духовника. Час простояли - это сотни часов пустого времени! А ты все спишь! Давай, помогай исповедовать! " Я ему: "Благословите". И опять стоишь целый день... Иногда идешь дежурить в Троицкий собор у раки Преподобного Сергия. Там огромный поток людей (особенно по воскресеньям), целыми автобусами приезжают. Иностранцы, соотечественники подходят, вопросы задают, надо всем отвечать. Да еще следишь: вдруг кто-то из епископов приедет, надо вовремя святые мощи открыть. К 5 часам надо приготовить алтарь, все облачения - придут настоятель и служащие иеромонахи. Служат, поют акафист преподобному Сергию; после службы - проповедь, потом нужно все облачения отнести в ризницу, повесить, убрать алтарь, вымыть, проследить, чтобы весь храм был убран - с утра начнется полунощница. Особенно трудно было в дни празднования памяти преподобного Сергия. Всю неделю с 5 утра до 1 ночи - в Троицком соборе. Готовились к приезду Святейшего. Однажды после праздника, когда можно было спать больше 4-х часов, я в 12 ночи лег, а проснулся только в 1 дня. У меня был сильный будильник, но я его не слышал. Так я его специально стал ставить в пустую кастрюлю, чтобы громче звонил. Однажды встал раньше будильника и ушел. Отошел метров 100 - мой будильник зазвонил. Окна открыты - он звонил, как из пулемета строчил, за 100 метров было страшно его слышать. Слава Богу, я знал куда шел: это - монастырь, и - послушания надо принимать с любовью от Господа. А если сгоришь на послушании. Господь не лишит Царства Небесного.

Это касается не только монастырей. Это касается всех мирян. Все должны свою работу безропотно выполнять.

Что надо делать, чтобы стать монахиней?

К одному старцу пришел послушник и говорит: "Отче, я хочу быть монахом. Что мне нужно делать?" Тот снял с головы скуфейку, бросил ее оземь, истоптал ногами и говорит: "Если не будешь истоптан так, как вот эта скуфейка, то ты никогда не станешь настоящим монахом".

Для того, чтобы быть монахом, надо очень много скорбей принять. Надо измолотить свою душу в этих скорбях так, чтобы она устала возмущаться, чтобы уже не роптала, не дергалась. А если человек идет в монастырь и хочет быть монахом, но остается в тщеславии, в гордыне, в обиде, то какая может быть речь о монашестве? Когда человек готовится в монахи, тогда он добровольно идет на Крест со Христом. В монастыре совсем иные законы, не те, что в миру. Там очень тонкие искушения.

Был у нас такой случай. Приезжаю в монастырь и говорю одной послушнице: "Есть возможность поехать отдохнуть - добрый человек устраивает. Это стоит больше миллиона, но нам он готов сделать бесплатно". Она мне: "Батюшка, благословите". - "Бог благословит". У нее первая мысль, первая реакция была от Бога, она приняла это известие с радостью. Что дальше? На другой день к ней пришли такие помыслы: "Ага, от меня хотят избавиться, я им здесь не нужна". И сразу - в обиду. Вот, как интересно наши мысли работают! Правда, в монастыре искушений в тысячи раз больше, чем в миру. И другой я говорю то же самое: "Поезжайте вместе вот с той-то". Она: "Мы взяли уже три билета, можно ли взять еще и вот ту матушку?" - "Нет, она здесь нужна". - "Ага, значит, мы вдвоем с той не нужны? Вы нас отправляете..." Вот, какое извращенное понятие. Как бес быстро работает! Сразу нужные ему мысли в голову дает.

Но когда человек поставил себя на правильный путь, всецело отдался Богу, тогда у него таких искушений уже не будет. Он знает, что человек живет по воле Божией; без нее ни один волос с головы не упадет, ничто не произойдет.

Я не слушаюсь маму, а очень хочу научиться слушаться. У меня не получается. Что же мне делать?

Слушаться, послушание - это основа нашего спасения. Расскажу, как я учился слушаться. Когда поступил в семинарию Троице-Сергиевой Лавры, стал задумывался: "Как же приучить себя к послушанию? Ведь спасение начинается с послушания". Решил и сам себе сказал так: "Кто бы мне что ни сказал, должен послушаться. Не только старших по должности, но и друзей-семинаристов".

И начал исполнять. Занятия кончаются в половине третьего. Пообедали. Свободное время до шести часов. Подходит инспектор, спрашивает:

- Ты свободен?

- Свободен.

- Надо пойти машину разгрузить: привезли стулья.

Внутри "не хочется", но говорю себе: "Будешь это послушание выполнять. Оно тебе не нравится? Значит, будешь нести его, пока не понравится".

Бывало, надо было по послушанию пойти на склад, на носилки набрать картошки, принести их на кухню, да не один раз. Внутри "не хочется", но заставляю: "Ты должен это послушание выполнить!"

И так в каждом деле. Приучай себя слушаться. Не нравится мыть полы, убирать посуду, идти в магазин за хлебом? Надо сказать себе: "Буду нести послушание родителям, как Богу, до тех пор, пока не научусь с радостью выполнять любое их поручение". Настроим себя так и легко научимся послушанию.

У моей сестры муж, Иван Иванович, он так приучил себя к труду, что без работы уже не может. Встает в шесть утра и сразу начинает трудиться. Идет к корове, выметает, вычищает, порядок наводит; в гараже что-то строит, на улице что-то приколачивает...

Служил я на приходе, он ко мне приезжал. Сразу находил себе работу. Скворечников понаделал, шкафов, убрал мусор в сарае. В кладовках навел порядок. В воскресный день нельзя работать, а он так привык трудиться, что для него мучение ждать понедельника.

Так что все надо начинать с послушания, и тогда Господь уже будет помогать.

Как соотносятся свобода и послушание? Не лишается ли человек свободы, слушаясь своего духовного отца?

Священное Писание говорит: вся свобода в духе, "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор.3,17). Когда духовник руководствуется Священным Писанием, Духом Божиим, он не может ограничить свободу своего чада. Кроме того, каждый человек может выбрать, поступать как ему советует духовник, или по-своему. Духовник должен знать духовные силы своего чада: сможет ли он вместить сказанное, есть ли у него призвание, например, на монашество? Нельзя совершать насилие над личностью: человек желает вступить в брак, а его склоняют к монашеству. Нужно все согласовывать с духовным устроением чада, его состоянием.

Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?

Мы знаем из святых отцов: если послушник по договоренности с духовником полностью вверяет себя в его руки и все выполняет со смирением, Господь его От падений защищает. Но такие отношения могут быть только в монастыре, к мирянам это не относится, они этого не поймут. Для них главное - получить Божие благословение на учебу, на брак, устроиться на работу.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве