О духовной жизни

Что такое настоящий христианин?

Господь смотрит на нас, ждет от нас подтверждения нашей веры. Потому мы должны быть активными, живыми христианами.

Не скажу, что я особо активный, но было и у меня в жизни время гонений. В церковь ходил, молился, и власти очень восстали против: юноша пришел из армии, занимается спортом и вдруг - ходит в церковь! Молится! В газетах были статьи, по радио несколько передач, где говорилось о нашей семье. Когда пришло время, я принял сан священника, я в рясе везде был: и в отпуске, к на каникулах. Где бы ни был, везде в священнической одежде. Ни с кем специально в разговор, агитирующий за веру, не вступал, но сам вид действовал на людей как проповедь за веру Христову.

Ехал как-то в поезде, сидел в купе, мне начали вопросы задавать. Люди сами интересовались. Я отвечал. Весь вагон приходил послушать, поспрашивать. Люди сменяли друг друга. А в Минводах утром в четыре часа сошел, оглянулся - по окнам вагона все встали, руками машут: "До свидания, батюшка!" Друг друга разбудили, чтобы проводить. Это трогательно. В этом я увидел, что люди тянутся к Богу. А веры я им не навязывал, просто отвечал на вопросы. Внешний вид, церковное одеяние, монашеская одежда говорили сами за себя.

Человек может быть таким, что сам образ его жизни будет проповедовать Христову веру. В миру я ездил по многим монастырям, видел многих монахов. Бывало, и не разговаривал с ними, но сразу видел, что они за люди - их духовное состояние отражалось на внешнем облике. Однажды был я во владимирском соборе г. Киева. Мне подсказали, чтобы я подошел к одному священнику. Он уже тогда был слепой, старый. Попросил я у него благословения. Сидел он в уголочке на маленькой скамеечке. Спросил:

- Как тебя звать?

- Александром.

Он меня осенил крестом, и я почувствовал от него благодать такой силы!.. После этого благословения всю службу простоял в духовной радости. Этот дух я до сегодняшнего дня помню. Это - Дух Христов. Он отпечатывается в людях и отражается на их душах.

Многих встречал, кто не имел сана, но прекрасно знал Священное Писание. Они не навязывали своего знания о Боге. Им вопрос задаешь, они отвечают, а Господь на эти ответы Свою благодать дает, и все это запечатлевается в душе. Вот это и есть проповедь Христова.

Что такое свобода?

"Мучимся мы на земле и ищем свободы. Но мало кто знает, в чем свобода, где она. И я тоже хочу свободы, и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога и от Бога дается смиренным сердцам, которые покаялись и отсекли свою волю перед Ним. Кающимся Господь дает мир и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, чем любить Его и ближних. В этом душа обретает покой и радость". Это слова преподобного Силуана Афонского.

Свобода, по апостолу Павлу, есть свобода духа. Свобода от греховных привязанностей, страстей и пороков. Человек, связанный страстями, впадает в уныние, в отчаяние, в тоску и часто кончает жизнь самоубийством.

Когда человек в таком тяжелом состоянии приходит в церковь, покается в грехах, ему сразу становится легче. Все потому, что груз греховный сброшен. Душа обретает свободу. Человеку духовно, внутренне свободному, т.е. живущему свято, исполняющему заповеди, не страшно вдруг оказаться в изоляции. И в тюремной камере он чувствует себя свободным.

Апостолы часто бывали в заточении, в оковах, в тюрьмах, но они были свободны. Они проповедовали Распятого Христа, а им запрещали, угрожали. Апостолы говорили: "Справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога?" (Деян. 4,19). Их били палками, камнями, выбрасывали полумертвых за город. Но с помощью благодати Господней они оживали, вставали и шли проповедовать имя Христово. Они проповедовали свободу.

Недавно мы были в женской колонии, где около девятисот осужденных человек. Провели с ними беседу. А потом подходит одна осужденная и говорит: "Батюшка, у нас в изоляторе, в санчасти женщина от рака умирает. Придите к ней".

Пришли. Она лежит и уже еле-еле дышит. Глаза приоткрыла, увидела, что священник пришел. Закрыла снова. Поисповедовал я ее. Она покаялась. Сидела за убийство мужа, он напал на нее с ножом. Она защищалась, ударила его какой-то деревяшкой и убила. Дали ей четыре года.

Она благочестивая, добрая. Не постоянно, но в церковь ходила.

Спрашиваю:

- Причаститься желаешь?

- Конечно, - еле проговорила.

Быстренько съездил, взял Святые Дары, вернулся к ней. А она уже совсем угасает. Причастил и сказал при всех, кто там был:

- Самое главное, самое ценное в жизни человека раскаяться во всех грехах и соединиться с Богом - принять в себя Живого Христа! Выше этого ничего на земле нет!

Вечером мне позвонили и сказали, что она уже отошла. Звать ее Любовь, Царство ей Небесное. В день причастия, если умирает человек, то душа не проходит мытарства. Главное, что она перед смертью искренне покаялась и с большим желанием причастилась. Думаю, что достойно.

Спросил администрацию, почему ее, такую больную, не выпустили на волю умирать. И мне ответили, что родственников у нее нет: "Ну, куда мы больного человека отпустим? Умрет на стороне - кому нужна. А здесь мы ее похоронили. Она сама просила, чтобы ее никуда не отправляли".

Можно быть свободным в тюрьме и не иметь свободы, владея миллиардами. Люди увлеклись земными благами и думают: "Вся жизнь только здесь".

Те, у кого огромные суммы денег, как бы имеют власть, но не имеют свободы. Они рабы своих денег, своей власти, достатка: "Кто кому служит, тот того и раб".

Видел я как-то очень интересную открытку. На ней изображено озеро, на берегу которого растет большое дерево.

Под деревом две мыши - черная и белая - грызут это дерево. Грызут так, чтобы дерево упало в озеро, а в озере - крокодилы! Уже открыли свои пасти. На дереве демон и человек. Показывает злой дух человеку: "Вот, этот хороший плод, и вот этот". Тот тянется за одним, за другим, не замечает опасности. Мыши - это день и ночь, а дерево - это наша жизнь.

Дни жизни летят незаметно, съедают нашу жизнь. Если слишком увлекаемся земным (враг нас отвлекает от самого главного - служения Господу), то мы попадаем в ад - это озеро. И демоны-крокодилы забирают наши души.

Самое главное для человека, живущего на земле, всецело отдаться Господу. Это не значит, что все надо позабыть-позабросить: и работу, и воспитание детей, и учебу. Нет, надо детей воспитать в православном духе, самим быть нравственными, добрыми, чистыми, святыми. Верующие люди не только верят, они живут в Боге. И в Боге обретают свободу.

Я согласна, что все происходит с нами по воле Бо-жией. Но где воля Божия, а где моя, как это разграничить?

Когда мы стремимся к добру, к Богу, молимся, исполняем Его заповеди, то наша воля согласована с волей Божией. Мы не противоречим ей. А когда мы стремимся

исполнять свои желания, а заповеди евангельские нарушаем, то ставим свою волю выше Божией и наша воля становится исполнением козней злых духов. Почему трудности в жизни называются крестом? Мысленно представьте: воля Божия о спасении всех нисходит сверху. Наша воля, если идет поперек воли Божией, образует крест, тогда и начинаются наши страдания, муки.

Допустим, мы не можем устроиться на работу. Нам трудно, и мы начинаем обвинять всех подряд. А ведь надо вспомнить, как мы жили раньше. И работа была, и одежда, и питание, а Богу не служили, в церковь не ходили, утопали в пороках, в страстях. А нынешнее время пришло - про Бога вспомнили. Он нашу веру в Него, в Его заботу о нас испытывает, попускает нам искушения, и смотрит, как мы поведем себя: на Него понадеемся, вверим себя Его промыслу или же сами, по-мирски действовать начнем.

Как стать духовно богатым?

Надо начать с покаяния, Одна вера еще ничего не дает: и бесы веруют в Бога, знают, что Он есть, трепещут перед Ним, но в огонь пойдут, потому что в гордыне своей утратили способность перед Ним каяться.

Вера дает человеку право переступить через порог храма. Без исповеди человек пойдет по дороге спасения с завязанными глазами, связанными руками и ногами. Далеко ли он так уйдет? Нет. Священник должен дать наставления: что читать, какие молитвы, какие книги, как бороться с той или иной страстью.

Душа с молитвой оживет, возрадуется. Молитва напитает ее, если человек постоянно будет обращать свой ум к Богу. Господь даст нам жизнь духовную, а украсят ее добрые дела, совершенные нами во славу Божию. Мы всем должны помогать, жить уже не для себя, а для других, и тогда наша жизнь наполнится смыслом, духом, любовью. Богатство будет накапливаться в нашей душе. Человек, живущий свято, откликается на зов ближнего, на его горе и радость, вместе с ним переживает. "Моя хата с краю" - это принцип людей, живущих без Бога. А люди святые богатство своих душ посвящают Господу, отдают Ему свои жизни. Так сбываются слова Божий: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21).

Дай, Господи, всем нам прожить так, чтобы мы могли сказать вслед за апостолом: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть холод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу во укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4, 12-13).

Как человек может контролировать свою духовную наполненность или бездушие?

Очень просто. Господь говорит: "Царство Божие внутри вас есть"... Если в душе человека мир, тишина, покой, молитва, если душа его тянется в Церковь, к Причастию, если человек постоянно очищает свою совесть на исповеди, любит Бога и ближних, он духовно полон.

Тот человек, у которого внутри нет любви к Богу, нет любви к ближнему, если он постоянно скандалит, ругается, осуждает, пустословит, если он любит смех, шутки, вольность, дерзость, старается обмануть ближнего, он духовно нездоров, в его душе - мрак, уныние, отчаяние. И часто такие люди стремятся залить пустоту водкой.

Имею ли я право учить людей тому, что сама знаю о вере, о Боге? Рассказывать ли им то, что читаю в Евангелии, в духовной литературе? Не грех ли это?

Если Вы проповедуете, рассказываете людям, а сами тщеславитесь, гордитесь своими знаниями, то, конечно, это грех. И каяться в этом надо. А если говорите не от себя, не в свою славу, а во славу Божию, со смирением, то греха в этом нет.

Вера - от слышания, а слышание от Слова Божия. Лишь бы Ваша проповедь не противоречила Священному Писанию, а то некоторые так "проповедуют": "комаров, тараканов, клопов убивать нельзя; если в святом источнике искупался, три дня нельзя мыться; часы на руке носить нельзя, фотографироваться нельзя, а для удачи дома надо повесить подкову". Когда люди не знают Слова Божия, они постепенно переходят к язычеству. Люди такую "проповедь" охотно принимают и начинают верить, хотя об этом нигде в Священном Писании не написано, а самое главное - любить Бога, ближнего, не осуждать его - это между ушей пропускают.

По-своему толкуют Священное Писание. На Западной Украине был такой благочестивый старец Леонтий. Он открыто говорил о советской власти, о том, что эта власть демоническая, проповедовал Слово Божие. Очень много назидательного говорил. И люди, которые никогда Слова Божия не слышали, стали его обожествлять, и дошли до такого безумия, что "нашли" в Священном Писании пророчество о нем: в последние времена придет пророк Илия. Это надо понимать так: пророк или Я, т.е. господь Леонтий. Эта секта "леонтьевцев" до сегодняшнего дня живет и проповедует. Ставят его портрет в святом углу вместе с иконой Спасителя, выше Матери Божией.

Как приучить ребенка к духовной жизни?

Надо с детства приучать дитя к молитве, к Церкви, к службам. Многие родители приводят маленьких детей на службу в церковь. Детишки стоят, слушают церковные молитвы, сами Бога о чем-то просят, исповедуют свои детские грехи. Некоторые подходили на исповедь, говорили:

- Батюшка, я маму и папу не слушался, плевался, кусался, ногами бил.

Недавно один мальчик двух с небольшим лет впервые сказал свои грехи:

- Маму не слушался, топал на нее ножкой.

Господь принимает такую исповедь.

Помню одну семью. Там родители учили детей добру. Мальчику три года было, маленький еще. Он любил Господа, Матерь Божию, святителя Николая. Каждый раз, когда мама ему что-то хорошее говорила, он подходил в святой угол и молился. А приложиться мог только к иконе святителя Николая, она была пониже других.

Однажды родители вышли в огород. Он в доме играл с дверным крючком. Раз, и крючок захлопнулся! Он тогда пошел в ванную, открутил кран, а закрутить не смог. Вода уже в комнату пошла. Родители увидели, что вода через порог на улицу течет, стали дверь открывать, а она заперта. Попали через окно. Смотрят, сынок лежит в постели сухой. Воды много, до колен! Спрашивают:

- Сыночек, как же ты спасся-то?

Он отвечает:

- А меня дедушка посадил на кровать.

- Какой дедушка?

Он и показал на икону святителя Николая.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве