О Божественной литургии

Что такое Божественная литургия, и почему душа человеческая стремится в храм?

Сказано в Священном Писании: мир будет стоять до тех пор, пока не прекратится жертвоприношение. Как только перестанут приносить за Божественной литургией Безкровную Жертву, мир будет уничтожен. А Церковь Христова будет существовать, пока на земле останутся хотя бы один православный епископ, священник и мирянин. Пусть будут уничтожены все остальные - полнота благодати сохранится в этих трех душах.

Жертвоприношение - это особый момент в жизни каждого человека. Самое главное - это Божественная литургия, где идет единение человека с Богом в святом таинстве причащения.

Мы не раз говорили, что для Бога времени нет. Для Него один день как для человека тысяча лет и тысяча лет как один земной день. По нашему человеческому времени, Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть и под ее покровом жил на земле тридцать три с половиной года. За грехи народа Он принял позорную смерть на Кресте: так совершилась Всемирная кровавая Жертва за весь род человеческий.

На Божественной литургии во время чтения третьего и шестого часа служащий священник совершает на жертвеннике проскомидию. Он берет большую просфору (она называется Агничной) и вырезает Агнца Божия. Почему Агнца?

Помните, у Адама были сыновья Авель и Каин. Авель пас овец и самую чистую овцу приносил Богу - агнца непорочного, молодого ягненка. Сама по себе просфора символизирует Матерь Божию. Из нее особым орудием, копьем, вырезается кубик - Агнец. Снизу он не до конца разрезается на четыре части. На просфоре сверху выдавлена при выпечке печать: буквы Имени Божия "ИС ХС" и слово "НИКА". Эти части кладут на дискос. Из других служебных просфор вынимаются частицы за святых, о здравие и упокоении прихожан и их ближних.

Когда заканчивают читать третий и шестой час, священник читает молитвы "Царю Небесный", "Слава в вышних Богу", трижды поднимает руки и просит Господа о милости. Диакон произносит: "Время сотворити Господеви. Владыко, благослови". То есть настало время творить Самому Богу. И священник благословляет начало литургии.

Сам Христос в лице священника будет приносить Себя в Жертву, но уже не кровавую, а безкровную. Христос на Тайной Вечере сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19).

Так начинается Божественная литургия. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в это время храм становится Небом. Мы, переступая через порог храма, переступаем с земли на небо. Здесь, восседая на херувимах, невидимо присутствует на престоле Сам Господь. Поэтому мы делаем поклоны в сторону Престола: кланяемся Живому Богу. Невидимо присутствуют в храме вся Небесная Церковь: Матерь Божия, Херувимы, Серафимы, Архангелы, Ангелы, ветхозаветные патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, праведные.

Давайте представим великое множество храмов, стоящих по всему лицу земли. В них идет безкровное Жертвоприношение. Если мысленно стены храмов убрать, то увидим: здесь множество народа и здесь, и здесь, - и все они приносят одну и ту же Безкровную Жертву. Все сердцами обращены навстречу Богу, все вместе составляют Единую Церковь.

Вся жизнь Христа проходит в действиях литургии. На службе бывает малый вход, когда священник и диакон выходят на амвон с Евангелием. Малый вход - это Христос вышел на общественную проповедь. Великий вход бывает во время пения "Иже Херувимы..." В это время никто на колени не становится: таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню еще не совершилось. Выносят Чашу и дискос, копье, крест - то есть орудия пыток. Христос добровольно идет на страдания. В этот момент Престол становится как бы крестом, на котором сейчас будет распят Господь наш Иисус Христос. Он ежедневно идет за наши постоянные грехи на крест, принося Себя в Жертву умилостивления Отцу. Поэтому и называется эта жертва Всемирной.

Самый главный момент литургии - евхаристический канон - наступает после того, как народ, стоящий в храме, пропоет "Символ веры". После него диакон говорит такие слова: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити". Все должны стоять прямо, со вниманием. В этот момент совершается самое главное действие - преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни.

Диакон поднимает дискос и Чашу, а священник, трижды поднимая руки, говорит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся", обращается к Духу Святому, читая особую молитву, благословляет хлеб и вино. Хор поет:

"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим..." В этот самый момент происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни. В алтаре священнослужители и все, кто там служит, осеняют себя крестом, делают земной поклон. Они поклоняются Живому Богу. Тело Христово раздробляется на части, высыпается в Чашу.

После того как пропоют "Отче наш", священник поднимает Тело Христово и произносит: "Святая святым". То есть святое Тело Христово - кому? Святым людям.

Священнослужители принимают причастие.

Когда выносят Чашу к народу, произносят: "Со страхом Божиим и верою приступити". Все, кто находится в храме, делают земной поклон: в Святых Тайнах вышел к Своим детям Сам Господь наш Иисус Христос.

Те, кто подготовил себя: подходил на исповедь, принес покаяние в грехах, примирился со всеми, постился телом, усиленно молился, с утра ничего не вкушал и не пил, со страхом Божиим приступают к Чаше. В этот момент и идет единение Бога с человеком. Каждому причастнику дают частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Но в этом великая тайна Божия: мы получаем не часть Тела - в каждого входит Живой Христос. Как это понять? Тело Христово одно и, разделяясь на части, в каждой части несет целое, Живого Бога. Один старец благодарил Господа: "Господи Боже! Ты удостоил меня сегодня причастия, и я не могу постичь: мои ноги уже не мои, но Твои. И руки, и глаза, и голова - все Твое!" Что выше этого: Творец присутствует в твари Своей!

Надо подчеркнуть, что человек единственный из всего творения Божия имеет это великое счастье, эту радость. Даже ангелы закрывают крыльями свои лица, не могут прямо взирать на Господа. Ангелы - чистые, святые, безгрешные. А мы - люди грешные - удостоились такой милости: через таинство покаяния очищаемся и пользуемся великим даром Христа Спасителя, который Он оставил нам после Тайной Вечери.

Мне часто приходится исповедовать людей, которые На вопрос "Когда причащалась?" отвечают:

- Неделю назад, батюшка.

А начинаешь проверять, спрашивать главные грехи (они обычно у каждого есть):

- С мужем венчалась? - Нет.

- Каялась ли в этом?

- Нет. Многие тогда не венчались. Только в загсе расписывались.

- С другими мужчинами жила?

- Да, жила.

- А сколько их было?

- Ну, сколько... двадцать... Или слышишь:

- Где-то пятьдесят, сто.

- А на исповеди говорила об этом?

- Меня не спрашивали.

- Аборты?

- Были.

- Сколько?

- Много. Пятьдесят.

У меня даже были такие старушки на исповеди, которые по семьдесят-восемьдесят абортов сделали за жизнь.

- Каялась?

- Нет.

- А в чем ты тогда на исповеди перед причастием каялась?

- Так нас никто не спрашивал.

- Ты что, своих грехов не чувствовала?

- Ну, говорила, что возмущалась, осуждала, с мужем ругалась, обижалась на него, соседку осуждала: гуляет много.

Комара оцеживаем, а верблюда поглощаем. Вот это страшно! Такой человек, когда приступает к Чаше и принимает в свои уста Творца вселенной, Бога, причащается недостойно, ангелы лишают его причастия. После причастия в своей грешной душе он не чувствует ни радости, ни мира, ни благодати. Наоборот, становится раздраженным, вспыльчивым, резким. Приходит домой - все в разные стороны летит.

У апостола Павла написано в послании к Коринфя-нам: многих недостойно причастившихся постигают болезни, внезапные смерти, вечное осуждение (1 Кор.11, 29-30). Например, мать причастилась в осуждение, пришла домой, снимает пальто: "Дочка, приготовила кушать?" - "Мам, я не готовила..." - "Как так?! Ты что здесь делала?" И начинается шум и скандал. Конечно, этот человек не способен принять в себя Живого Христа. В такую нераскаянную, грязную душу Господь войти не может.

Что дает душе литургия?

Расскажу из личного опыта. Монастырская жизнь особая. Так душа привыкает каждый день присутствовать на литургии, что, если даже по уважительной причине пропустишь, уже тоскует. На душе тревожно: как это так, я не был на литургии?

Учился в семинарии. Проучился месяца два, а потом спросил у инспектора, можно ли пораньше вставать. И мне благословили. Просыпался и спешил в Троицкий собор на полунощницу, а потом в Академический храм на раннюю литургию. Всю службу стоял. А потом сразу на завтрак.

Ребята, которые спали до семи часов, шли к преподобному Сергию, прикладывались, брали благословение. За это время я успевал просмотреть урок и был готов к ответу на вопросы преподавателя.

Если же не всегда ходил на литургию, то чувствовал, что потерял что-то дорогое. Не был на Божественной литургии - лишился чего-то очень важного.

Приучим себя постоянно быть на утренней службе и увидим, как это ценно.

Говорил на днях с одним водителем. Он нецерковный человек, как говорится, "сырой, необработанный материал". Не знает, что такое литургия, что такое молитва.

- Знаешь, если в машине включить все приборы, то аккумулятор через пять-шесть часов сядет. Человек при думал генератор. Работает машина, генератор заряжает. И аккумулятор года четыре в силе. Бывает, что нужно его на подзарядку поставить, на десять-двенадцать часов.

Вот и в храм на Божественную литургию мы приходим за чистой энергией для нашей души, как бы на подзарядку нашего духовного "аккумулятора" становимся. Благодать Божия снисходит на нас. А в течение дня, когда читаем молитвы, делаем добрые дела, идет постоянная подпитка нашей души.

Купола храмов похожи на капли Божественной благодати, снисходящей на каждого человека, стоящего на службе. Правда, только на того, у кого душа очищена и способна принять эту благодать. А еще купола похожи на пламя горящей свечи - это наша любовь к Богу возносится. Сердца пламенеют к Богу чистым чувством сыновней любви. Люди стоят, молятся, но не все. Но Господь общую молитву принимает и оделяет, пусть в меньшей степени, и тех, кто пока не способен к молитве.

Рассказал этому водителю, что церковная молитва способна творить чудеса. Он мне говорит:

- Я все понял.

- Будешь, - говорю, - за рулем сидеть, всегда читай молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Начнешь ее с утра читать, душа "подзарядку" получит. И ты весь день проработаешь, не почувствуешь усталости, не будешь таким дерганым, нервным.

Для каждого человека ценно присутствовать на Божественной литургии, особенно в воскресный день и во все большие церковные праздники.

Во время Божественной литургии происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Можно ли это как-то увидеть, или это тайна для всех?

Любой священник из практики знает, что многим людям открывается тайна Божественной литургии. Происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь

Господни. Священники видят это своими глазами - так Господу угодно открыть Свою великую тайну.

Бывает так: священник помолился - и на Престоле появился Богомладенец. Что священник должен делать в это время? Молиться, просить у Господа, чтобы Он прикрыл Святые Тайны хлебом.

Так Господь открывает, что только в Православной церкви совершается Божественная литургия. Мир будет стоять до тех пор, пока совершается эта великая Безкровная Жертва, это Таинство. Сам Господь дает Своим детям Свои Тело и Кровь. Все причастники, вкусившие Святых Даров, становятся едины. В них течет одна кровь - Кровь Христова.

Открывает эту тайну Господь и мирянам. Одна женщина рассказывала:

- Я видела схождение Святаго Духа на Чашу во время евхаристического канона. Во время Литургии в праздник Преображения Господня готовилась к причастию, стояла рядом с открытыми Царскими вратами. Я стояла, молилась. И вдруг услышала шипение, как если бы зажгли пучок свечей. Взглянула в алтарь. Там стоял батюшка с поднятыми руками. Он молился над Престолом, над Святыми Дарами. Я увидела, как к Престолу летят белоголубые молнии. Все сверкало. У меня в душе появилась такая радость! Подумала: я вижу чудо Божие, Дух Святой.

Оглавление

Об абортах Об аде Об анафеме Об антихристе Об армии Об атеизме О бедности О безчестии О бесах О беcноватых О Библии О Благовещении Богородицы О благодати О Благодатном Огне О благословении О благочестии О блаженных О блуде О богатстве О богатстве духовном О Боге О богослужении О Божественной литургии О болезнях О браке О брезгливости О венчании О вере О видеофильмах О винопитии О внешних врагах О вожделении О войнах О воле Божией О воле злых духов О волнении О воспитании детей О выборах О выборе супруга О гадании О гневе О гордости О грехе О греховной жизни О деньгах О депрессии О десятине О дне Ангела О добре О добродетелях О домовых О донорстве О духовнике О духовной жизни О духовной милостыне О духовной нищете О духовном здоровье О духовном зрении О духовном родстве О духовности О душе О душевнобольных О душевном мире О Евангелии О елеопомазании О жадности О житиях святых О забывчивости О загробном мире О Зарубежной Церкви О здоровье О зле О знаниях О знахарях Об иконах Об иконописи Об Иордане Об искусстве Об искушениях Об исповеди О католичестве О колдовстве О компьютере О конце света О конфессиях, еретиках О кремировании О кресте О крестных О крещении О крещенской воде О лечении О лжеучителях О лоне Авраамовом О любви О любви к животным и цветам О любопытстве О Матери Божией О милостыне О многозаботливости О молитве О молитве за ближних О монастыре О музыке О наказании О наркомании О науке О начальствующих О неверующих О ненависти О нервозности О несправедливости О нецензурной брани Об НЛО О Новом годе Об обиде Об обличении Об обновлении икон Об обновленцах Об образовании Об общей исповеди Об одиночестве Об освящении квартиры Об освящении машины Об осуждении Об откровении Об отпевании О падении О памяти О партиях О Пасхе О пище О подвижниках О покаянии О поминовении усопших О помыслах О последних временах О послушании О посте О потустороннем мире О похвале О православной вере О празднословии О прелести О прихожанах О причащении О продуктах О происхождении человека О промысле Божием О пророчестве О просфоре О прощении грехов О работе в праздники О равнодушии О рае О расторжении брака О рождении детей О Рождестве Христовом О самоубийстве О свободе О свободной воле О Святой Троице О святых О Святых Дарах О святых мощах О священнослужителях О сглазе О сектах О семье О скорбях О сластолюбии О слёзах О слове О смерти О смирении О снах О соблазнах О соборовании О совести О содомских грехах О спасении О спиритизме О спорте О старом и новом стиле О старчестве О страданиях О страстях О страхе О страхе Божием О Страшном Суде О суеверии О супружеских отношениях О табакокурении О таинствах О телевизоре О терпении О тоске Об унынии О фарисее О фильмах О хамовом грехе О храме О хуле О Церкви О церковно-славянском языке О человеке О чревоугодии О чудесах Об экономическом кризисе Об экстрасенсах О юродивых О язычестве