Фотографии

Покровский храм в 1937 году
Покровский храм
1937 год

Благословляй, благословящих Тебя, Господи!

Некрополь Покровской церкви села Хомутово
Некрополь Покровской церкви села Хомутово

Белый храм над рекою —
Алавастр чистоты.
Благодатным покоем
Утешают кресты.

Улови мгновенье,
Капли на кустах,
Помолись под пенье
Беззаботных птах

Ночью звезды пророчат,
Утром росы горят,
И ушедшие молча
С фотографий глядят.

На гранитных плитах
Сквозь то мох, то грязь,
Чту слова молитвы
И пиитов вязь...

Кажется, это стихотворение написано про некрополь, расположенный рядом с Покровским храмом с. Хомутово. Правда, храм не белого, а голубого цвета, но вблизи протекает река Клязьма и небольшой ручей, называемый Воронком. А в остальном, все так, как в стихотворении, а главное — тот же дух покоя и умиротворения. Покровский каменный храм в Хомутове начал отсчет третьего века своего существования. Ныне храм относится уже к городу Щелкову, в последние годы быстро развивающемуся и хорошеющему. Однако, так приятно упоминать, что храм находится в селе Хомутово. Упоминать, хотя бы в скобках. На самом деде, город с его шумом и суетой не поглотил еще этого тихого и уютного места. Хомутовской церкви «повезло» — она почти никогда не закрывалась и за этим стоит подвиг многих подвижников благочестия XX века. И первый среди них, конечно же, святой священномученик Александр Крутицкий. Мы знаем из архивных документов, что первый святой Щелковской земли был расстрелян на полигоне в Бутове. Потому рядом с храмом нет его могилы. Святые останки его тела покоятся в общей братской могиле в Бутове. У прихожан Покровской церкви нет возможности иметь мощи угодника Божьего для почитания. Но в храме, как великая святыня, хранится горсть земли, привезенная с бутовского полигона.

Рядом с колокольней, справа от нее два креста без надписей. Это могилы священников: протоиерея Михаила Розанова и протоиерея Михаила Митропольского.

За два века Покровской церкви рядом с ней нашли упокоение сотни православных людей из Щелкова, Хомутова, Потапова и других близлежащих деревень. Надо думать, что вся церковная территория за храмом была заполнена памятниками и надгробиями, но после, так называемой, реконструкции кладбища их осталось чуть более семидесяти... Среди оставшихся, кроме могил монашествующих и священнослужителей, - захоронения церковных строителей, благотворителей, жертвователей церкви в Хомутове. Сохранившиеся архивные документы подтверждают это. Купцы, мещане, церковные старосты и певчие тоже защитники храма. Некрополь Покровской церкви хранит их имена.

Хорошо теплым погожим вечером навестить могилки Покровского некрополя. Здесь благодатно помолиться и помыслить о вечности, ждущей каждого из нас. На надгробиях и крестах нет фотографий - ведь эта традиция появилась сравнительно недавно и верующее сердце противится ей. Хочется хранить память об ушедших дорогих и близких людя в тайниках души; помнить не черты лица усопшего, хотя это тоже, наверное, важно, а его жизнь, его дела и поступки. Каменные и металические символы уважения к почившим в некрополе церкви Покрова Пресвятой Богородицы очень красивы. Все сделано с любовью. Кресты и надгробные плиты окружают летом зеленая травка и цветы, а среди белого снега - лишь вечнозеленые невысокие кипарисы. Велика честь быть похороненным на церковной территории, рядом с храмом. Сподобляются этой чести немногие, в первую очередь те, кто любит благолепие Божьего дома, его красоту. Те, кто любит службы церковные, пение, кто не может жить без церковных таинств. О них приносится прошение в заамвонной молитве, в конце Божественной литургии: «Благословляяй благословящих Тя, Господи ... освяти любящих благолепие дома Твоего...».

Ныне мы можем наблюдать: многие общественные деятели, руководители производства имеют тесную духовную связь с Церковью. Благочестие и стремление к плодотворной организации производства - это понятия не взаимоисключающие, а естественным образом связанные. И талантливый человек, как правило, - верующий человек, а в православной дореволюционной России многие предприниматели были глубоко верующими людьми. Они щедро жертвовали на церковное строительство, на содержание причта, на социальные программы, благотворительность. Это мы видим и сегодня: с возрождением социального служения Церкви обществу все более активно возрождается и благотворительность чад церковных, как проявление их христианской веры...

Михаил Кириллович Кондрашев
Иван Михайлович Кондрашев
Михаил Кириллович и Иван Михайлович Кондрашевы - благотворители и строители Покровской церкви, купцы. (Портреты на шелке).

Среди могил Покровского некрополя - захоронения купцов из Щелкова, Коломны, Богородска... Мы знаем тех, на чьи капиталы в XIX веке перестраивалась колокольня церкви. Жертвователями были купцы А.П. Крюков и Н.И. Лаптев. Они и похоронены здесь, рядом с храмом, который любили, в котором молились. Из документов известно, что на строительство храмов собирали деньги и крестьяне, но главными жертвователями в России XIX века были купцы и промышленники. Купцы Кондрашевы — одни из главных благотворителей Покровской церкви. Именно они стояли у истоков зарождения текстильной промышленности не только в Щелкове, но и во всем щелковском крае. Кирилл Кондратьевич, как сообщает надпись на его памятнике, был крестьянином-фабрикантом деревни Щелково. Здесь же, в некрополе, покоятся тела его родственников: сына - московского купца 2-й гильдии Михаила Кирилловича и супруги сына - Матроны Ивановны. Их сын - Иван Михайлович, мануфактур-советник и Кавалер, купей 1-й гильдии и его дочь - Пелагея Ивановна Чернецова, родившаяся в 1915 году, также нашли упокоение на Хомутовской земле. О представительнице 4-го поколения Кондрашевых известно, что Пелагея Ивановна в 1862 году была в списке избирателей- купцов 3-й гильдии в Москве для выбора городского управления. На надгробии Анисьи Алексеевны Кондрашевой написано, что она потомственная почетная гражданка.

Надгробие-часовенька на могиле богородских купцов Поляковых
Надгробие-часовенька на могиле богородских купцов Поляковых

Другой потомственный почетный гражданин, уже упоминавшийся церковный строитель, - Крюков Александр Петрович - являлся сергиево-посадским купцом и владел шелкоткацкой фабрикой в здешнем Соболеве. Его супруга - Феодосия Михайловна, дочь И. М. Кондрашева, после смерти мужа управляла шелкоткацкой фабрикой в Щелкове в партнерстве с другими купцами-родственниками.

Вообще, щелковская земля с 30-х гг. XIX века славилась своими мануфактурами, предприятиями, производящими бархат, тафту и другие материи. Вот, также уже упоминавшийся, Николай Илларионович Лаптев, богородский купец 2-й гильдии, имел в Хомутове в 1842 году фабрику. На ней было 102 стана, трудились 107 рабочих. Объем производства составлял 44 тысячи рублей.

Надгробные надписи у церкви в Хомутове сообщают, что глава семейства Черепненых - Алексей Михайлович - был богородским мещанином, его супруга - мещанкой из Торопца. А вот могила московского купца Ивана Ивановича Глушкова. Он прожил на свете 44 года.

Одно из поздних захоронений - Рыбиной Александры Матвеевны. Она - первая учительница щелковской начальной школы № 3. Александра Матвеевна, умершая 9 мая 1932 года, похоронена у церкви. Видимо, несмотря на то, что она являлась педагогом советской школы, она была православной верующей.

И, можно сказать, совсем недавно у церкви Покрова Пресвятой Богородицы были похоронены две схимонахини - Корнилия (Малютина), чья жизнь была тесно связана с этим храмом, и Гурия (Каюкова). Чуть дальше могилки инокинь Анфисы и Анастасии. Здесь же погребен и священник Московской епархии Николай Григорьевич Сокин, почивший в 2001 году. Прихожане Покровской церкви помнят этого пастыря.

Отдельно от всех захоронений стоит надгробие на фигурных металлических столбах. На его фронтоне написано: Здесь погребено тело французского гражданина Франца Степановича Маршана, скончавшегося 15 ноября 1912 года. Что это был за человек и какова его судьба? Ответить трудно. Быть может, краеведы найдут в архивах документы, проливающие свет и на эти вопросы?

Не стираются из памяти людской добрые дела, хранит память о них и некрополь Покровской церкви. Мы начали наше повествование о некрополе стихотворными строчками, закончим его отрывком из другого стихотворения. Его написал поэт из соседнего с Щелковым города Фрязино Сергей Савельев.

Над светлым храмом Покрова,
Над увяданием осенним
Крестами пишутся слова
Обетованья Воскресенья.

Лукава пагубная лесть
Страстей земных под смертной тенью,
Но счастье истинное есть
В высоком неземном стремленьи

К освобожденью от оков
Скорбящего живого сердца,
Как жизнь святых былых веков
Жизнь Александра-страстотерпца.

И в празднике святой Руси,
Где малой свечкой - Хомутово,
Есть чудо, как Господь хранил
В сердцах людских Первооснову

Для возвращенья в Отчий дом,
В молитвенный сердечный трепет
Со светлой радостью о том,
Что Бог нас ждет и долготерпит.

История села и храма

На Хомутовской дороге
О названиях села и храма
Сведения о селе и церкви в XVII веке
Строительство каменного храма
Хомутово в XIX веке
Что же осталось от старины?
Из истории двух икон
История Казанской иконы
Третий век Покровской Церкви