Первое прямое упоминание о селе Хомутово и храме в нем содержится в писцовых книгах 1623-1624 гг. В них записано: "В вотчине Рождественнаго девичья монастыря Пречистыя Богородицы, что за пушечным двором, село Хомутово на реке на Клязьме, а в нем храм во име Покров Святей Богородицы...". Итак, в те годы Хомутово принадлежало московскому Рождественскому девичьему монастырю, расположенному около Сретенских ворот Белого города на полугоре, под которой протекала река Неглинная (ныне на углу улицы Рождественки и Трубной площади).
Монастырь был основан в 1386 году княгиней Марией Ярославной - супругой младшего, третьего сына Ивана Калиты - Серпуховского и Боровского князя Андрея Ивановича. Она была матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата Димитрия Донского. Первыми строителями и насельницами монастыря были вдовы воинов, погибших на Куликовом поле.
Как же монастырь приобрел село Хомутово? В Послушной грамоте царя Алексея Михайловича, отца Петра I, говорится, что "...в Бохове стану село Хомутово да деревня Попова... с пустошами" были даны в монастырь в "те поры", когда он основывался, дано по "государеву указу". Точной даты нет, но, возможно, Хомутово стало вотчиной монастыря сразу или вскоре после основания обители. Возможно, упомянутая деревня Попова позднее стала именоваться Потапово.
|
Однако прямо документы свидетельствуют о селе Хомутове и церкви в нем лишь в 1623-24 гг. В писцовых книгах тех лет читаем: "...село Хомутово на Клязьме, а в нем храм во име Покров Святей Богородицы, древян, клецки стоит пуст, без пения. Да в том же селе крестьян во дворе Макарко Данилов, во дворе Акинфейко Федоров. Пашни паханые, середние земли ... лесу непашенного десять десятин".
Итак, деревянная, построеннная клетью, пустая, без пения, т. е. без службы, церковь да два двора, в которых жили две семьи. В пересчете на гектары здесь числилось 148 га земли, включая 129 га пашни, сенокосные угодья и леса. Вот каким было Хомутово в ту пору.
К селу "тянули" (относились) одна деревня и 9 пустошей, т. е. пустых мест, бывших раньше деревнями. В деревне Поповой жили крестьяне: Ивашко Волк, Ивашко Обрамов, Гришка Федоров и Андрюшка Осипов, а также бобыли (т. е. освобожденные от крестьянских повинностей) Левка Терентьев, Гаврилко Осипов, Бориско Полуехтов, Савка Прокофьев. Все эти люди - первые известные нам жители села Хомутово и деревни Поповой.
Сведения о селе и церкви в последующие годы очень кратки. В переписных книгах за 1646 г. указано: "...у церкви двор попа пуст, в селе крестьянских и бобыльских 7 дворов, в них 14 человек". В 1647 г. в селе была построена новая деревянная церковь в то же наименование. Но в 1678 г. переписные книги вновь отмечают: "У церкви дворы попов, дьячков и Пономаревы пусты, в селе двор монастырский и 10 дворов крестьянских, в них 38 человек". При досмотре церквей и церковных земель в 1680 г. оказалось, что "по сказке попа тоя церкви Парфенья и села Хомутова крестьян, к той церкви церковной земли ..." 42 десятины или около 46 га.
Прошло более сорока лет и в селе Хомутово была отстроена новая деревянная церковь. 28 сентября 1694 года по благословенной грамоте был дан антиминс к ее освящению. "Антиминс взял тоя же церкви поп Парфений".
Какой же была эта церковь? В Российском государственном архиве древних актов сохранилось ее описание: "Церковь во име Пресвятой Богородицы Покрова деревянная, а в ней царския двери, столбцы и сень резные; по правую сторону царских дверей: образ местной (иконы) Воскресения Христова..., Пресвятой Богородицы Покрова..., образ Николая Чудотворца..., образ Илии Пророка в житии..., по левую сторону царских дверей: образ Живоначальныя Троицы..., образ Владимирския Богородицы..., деисусов с праздники 13 икон, перед ними паникадило медное..., 6 лампад медных, прорезныя..."
Неизвестно, простояла ли эта церковь до строительства каменного храма или ее сменила другая деревянная, но известна судьба последней деревянной церкви в Хомутове. В клировых ведомостях за 1822 г. записано: "Земли при сей новопостроенной на другом месте церкви (имеется в виду каменный храм), как усадебной, так пашенной и сенокосной отмежеванной не имеется, но при бывшей деревянной церкви, которая была за рекою Клязьмою и потом сгорела, находится 47 десятин и несколько квадратных сажен...".