Крещение

Мастерская

Пятое Евангелие

Так называют Туринскую Плащаницу, живое свидетельство жизни, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Узнав, что в этом году ее выставляют для поклонения, были отложены все наши планы. Не как мы хотим, Господи, а как Ты. И положившись на волю Божию, группа прихожан Покровского храма отправилась в Италию, предварительно отслужив молебен.

Молебен перед паломничеством

Прилетели в город Болонья. Нас сопровождали: протоиерей Владимир Александров, наш гид Игорь Гарькавый, знакомый нам по Бутово, и водитель, итальянец с юга Италии, Розарио.

Православный храм святителя Василия Великого был закрыт, и мы оказались, вне плана, в храме архидиакона Стефана, построенного еще до 614 года. Известно, что в 614 году храм в Иерусалиме Воскресение Христово был полностью разрушен персидским шахом Хосрова. А здесь в храме сохранилась Кувуклия, которая полностью повторила Кувуклию над гробом Господнем до разрушения.

Кувуклия в храме архидиакона Стефана

Есть здесь и Голгофа. Мы, как бы начинаем свое паломничество, попросив благословения у Господа. Здесь же в стеклянном сосуде находится ленточка Божией Матери, которую она повязывала на лоб. Такая ленточка удерживала спадающие волосы и в жару собирала капельки пота. В другом сосуде - частица мощей великомученицы Екатерины. Помолившись, отправляемся в сторону Венеции.

Ленточка Божией Матери Мощи великомученицы Екатерины
Ленточка Божией Матери
Мощи великомученицы Екатерины

Венеция расположена на островах Веницианской лагуны Адриатического моря, историческое ядро которых, примерно из 20 островов вокруг острова Риальто, занимает площадь около 30 кв.км. Город пересечен большим количеством каналов, через которые переброшены мосты. Добраться в Венецию можно только катером, до площади св. Марка, а дальше пешком. Сюда крестоносцами из святых мест было вывезено множество святынь, может быть, поэтому они и сохранились.

С катера мы отправились к главному Собору апостола Марка. Пускают в него паломников строго по назначенному времени. Мы приехали раньше. Нас попросили подождать, и мы пошли в греческий храм св. Георгия Победоносца. Прикладываемся к частице мощей святаго. Затем греческий священник вынес из алтаря серебряную руку, в которой находится десница святителя Василия Великого, и стал благословлять нас ею, прикладывая к голове, и кто просил, к больным местам, при этом читая молитву. Мы не попали в храм святителя Василия Великого в Болонье, зато встретились с ним здесь.

Храм великомученика Георгия в Венеции
Храм великомученика Георгия

Подходило время нашего посещения Собора апостола Марка. Этот Собор является символом и святыней республики. Мощи апостола были вывезены из Александрии в 828 году. Крылатый лев, символ св. Марка, является эмблемой Венеции. Здесь мы поклоняемся его мощам, они находятся под престолом, и молимся Никопийской иконе Божией Матери. Везде поем тропари, кондаки, величания и читаем молитвы.

Мощи апостола Марка

Никопийская икона Божией Матери

Дальше идем в церковь св. Захария, где находятся мощи отца св. Иоанна Предтечи, расположенные в высокой нише. Над ними хранятся мощи св. Афанасия Великого.

Церковь св.Захария
Мощи св.Захария и мощи св.Афанасия Великого

В храме св. Джулиана поклоняемся мощам преподобного Павла Фивейского. И опять не запланированная встреча. В базилике Марии Формозы перед нами сюжетная картина из жизни св. Марина (память 12 февраля), а под ней ее мощи. Ее, потому что это преподобная Мария, подвизавшаяся в мужском образе под именем Марин. Дочь владельца гостиницы, где ночевал св. Марин, обвинила его в прелюбодеянии, родила отрока и отдала его Марину на воспитание. Правда открылась только после смерти Марина. На картине отрок со святым.

Остается немного свободного времени до отплытия нашего катера. Успеваем походить по мостикам через каналы, увидеть гондолы с гондольерами. Часовое путешествие по каналам Венеции стоит 70 евро, но у нас нет ни времени, ни лишних денег. На причалах стоят громадные океанские лайнеры, привозят туристов со всего света. Вот они и катаются.

А мы возвращаемся на катере до своего автобуса и отправляемся в город Падуя. В соборе св. Джустины (Иустины) поклоняемся мощам св. Иустины, частицам мощей апостолов Матфея и Луки. Поем "Богородице Дево, радуйся..." у Константинопольской иконы Божией Матери. И отправляемся в город Милан.

Константинопольская икона Пресвятой Богородицы

Добираемся до Милана. Ночуем. Утром едем в Кафедральный Собор.

Миланский Собор

Миланский Собор потрясает своею мощью и красотой, но главное внутри. В куполе, в центре Собора горит красный огонек, обозначающий место, где хранится Гвоздь Животворящего Креста Спасителя.

Гвоздь Животворящего Креста Спасителя

Здесь же встретились с мощами первомученицы Феклы, знакомой нам по Сирии. Долго нигде не задерживаемся, времени у нас на все мало.

Мощи святой первомученицы Феклы

"Тебе Бога хвалим...". Эту хвалебную песнь св. Амвросия Медиоланского (Миланского) знают и поют все христиане. И мы пропели ее во дворе храма его имени. В храме идет служба, мы потихоньку прикладываемся к стеклу, за которым находятся мощи св. Амвросия между двумя его учениками свв. Гервасием и Протасием. И идем дальше.

Базилика святителя Амвросия Медиоланского в Милане

Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского
и мучеников Гервасия и Протасия

С трепетом заходим в церковь св. Лаврентия. Там совсем близко, что можно до них дотянуться и приложиться, покоятся мощи святой мученицы Наталии. Простенькое льняное платьице, на руках рукавички, на лице маска. Такая простая и родная. Замерли наши Наталии у мощей. О чем они с ней говорили, тайна их сердца.

Мощи мученицы Наталии

Недалеко под другим престолом находятся мощи св. Пелагии.

Мощи св.Пелагии

Не по их ли молитвам мы попали на праздник Жен-мироносиц в русскую церковь св. Амвросия Медиоланского. Храм заполнен народом. Храм - убежище для всех паломников, русских и украинцев, проживающих в Милане. Попали к концу службы. Шли к Кресту, и русский батюшка раздавал всем женщинам иконки и розочки. А потом еще накормили всех нас итальянской пастой (макароны в томате). В дорогу дали четыре пасхальных кулича. Вот нам и праздник, недостойным.

Угощение в храме святителя Амвросия Медиоланского

Кулич пасхальный

Отправляемся в г. Турин. Ночуем. Впереди - главная святыня нашего путешествия, Плащаница Спасителя. Явиться мы должны к Кафедральному Собору за час до указанного времени.

Туринский Собор

В восемь утра мы прошли уже первый пост. Их всего три. И к девяти часам мы вступили на дорожку, ведущую к святыне. Весь мир отступил. Началась молитва. Надо прочитать помянники, записки, псалтирные списки. За каждого со слезами, от всего сердца. Заходим и вот, она, СВЯТЫНЯ.

Плащаница Спасителя

Что каждый хотел сказать и спросить у Бога? Через очистительные слезы покаяния, в душу вливалась радость и успокоение. Мы остановились, никто нас не торопил. И вдруг мы услышали молитву на русском языке, ее читал о. Владимир. Он читал со слезами, а мы просто рыдали. Потом кто-то робко пропел Христос Воскресе, потом Воскресение Христово видевше... Молились долго. Итальянец опять попросил нашего батюшку прочитать молитву, и только после этого мы тронулись к выходу. Никто не может вспоминать этот момент без слез. Такой чистой молитвы нет, наверно, уже и не будет у нас. Потому что там БОГ. Никому ничего не надо доказывать. Прииди и виждь.

После посещения Туринской Плащаницы. На площади г.Турина

Из Турина отправились в Геную, родину знаменитого мореплавателя Христофора Колумба, где сохранился его дом. Остановились в морском порту, оттуда пошли пешком в Кафедральный Собор архидиакона Лаврентия, мощи которого находятся в большой статуе. Одной рукой он держит решетку, на которой его пытали. Читаем житие: "И принесли одр, представляющий собой решетку; его поставили пред Декием и Валерианом, а потом положили на нее святаго мученика, подложив под одр горячие уголья; при этом слуги прижимали сверху святаго Лаврентия железными рогатинами, поджигая его, точно это было съедобное мясо". Решетка так и стоит перед глазами.

Мощи св. архидиакона Лаврентия

Там же мощи св. Иоанна Предтечи. В музее собора находится ковчег, на котором носят мощи пророка по городу в праздник.

Мощи св. Иоанна Крестителя

Там же хранится крест с частицей Креста Господня.

Крест с частичкой Креста Господня

Под стеклом, в сосуде, видно шип от тернового венца Спасителя.

Шип из тернового венца Спасителя

Рядом две серебряные руки с мощами Анны-пророчицы и апостола Иакова.

Руки с частицами мощей Анны пророчицы
и апостола Иакова

В музее также и блюдо, на котором была принесена св. Глава Пророка и Крестителя Иоанна. Поклонившись всем святыням, прощаемся с Генуей и возвращаемся в Болонью.

Блюдо, на котором была принесена Глава Пророка и Крестителя Господня Иоанна
Блюдо, на котором была принесена
Глава Пророка и Крестителя Господня Иоанна

По дороге проезжаем Парму. Вспоминаем Пармскую обитель, пармизанский сыр и пармский окорок.

На этом наше паломничество должно было закончиться. Человек предполагает, а Бог располагает. В связи со взрывом вулкана в Исландии все рейсы самолетов были отменены. Об этом мы узнали в гостинице. Утром мы еще заехали в аэропорт, но отлетов так и не было. И тут наш земной поклон фирме "Покров", ее руководительнице Ольге Богатыревой, нашему гиду Игорю Гарькавому, работникам фирмы, которые свели на нет наши волнения, продлив наше пребывание на три дня, с посещением не запланированных святых мест, поселив в гостинице в г. Римини, на итальянской Ривьере.

По дороге в г. Римини посетили христианскую республику Сан-Марино. Это государство в государстве. Правят ею проконсулы. Гражданство передается по наследству. Население составляют только католики.

Сан-Марино. Вид с горы

Правительственный дворец в Сан-Марино
Сан-Марино. Статуя свободы

На высокой горе стоят три крепости, которые входят в символику города. Украшает площадь статуя Свободы. Есть храмы со своими святыми. У них беспошлинная торговля, потому дешевые товары. Здесь много украинцев, которые здесь подрабатывают. Есть даже магазины с русскими вывесками. Очень вкусное вино. Знаменитый ликер "Амаретто". Красивое место и множество туристов, за счет их они и живут.

На другой день побывали в домике Пресвятой Богородицы в г. Лорето, помолились иконе Божией Матери "Прибавление ума". Домик находится в маленьком храме. Три стены были перенесены по кирпичику, которые помнят Святое Семейство. Каждый кирпичик обработан специальным раствором.

Храм в Лорето

Над маленьким храмом построили большой величественный храм со множеством приделов, принадлежащим разным странам. В американском приделе, а они почитают Лоретскую Божию Матерь, как покровительницу воздухоплавателей, на стенах изображены летчики, космонавты, среди которых мы узнали Гагарина, а внизу, справа на росписи увидели космический аппарат и в нем нашу Лайку.

Подивились мы там отсутствию библейских сюжетов. А на улице нас ждала радуга, без дождя. И мы пропели: "Радуйся, Радосте наша...".

И третий день - г. Равенна. Мощи священномученика Аполлинария, ученика апостола Петра, покровителя города и знаменитая мозаика V-VI веков с золотом в базиликах св. Аполлинария нового и мч. Виталия, на которую съезжаются посмотреть со всего мира. И есть на что посмотреть. Все горит, наверное, как в Царствии Небесном. Можно смотреть на лики и росписи часами, с чувством умиления и радости от соприкосновения с прекрасным.

Аэропорт открыли. По дороге в него, в автобусе смотрели запись на DVD о Туринской Плащанице, рассказ епископа Василия Родзянко, и еще раз прикоснулись к ее тайнам. Улетели без проблем. Прощались с Италией, ее святынями и мечтой вернуться сюда.