Крещение

Мастерская

Поездка в Троице-Сергиеву Лавру и в Черниговский скит

В воскресный день 10 октября учащиеся воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутово не спешили расходиться после занятий. И причиной тому был не только солнечный и теплый осенний день. На час дня была запланирована поездка прихода в в Троице-Сергиеву Лавру и в Черниговский Гефсиманский скит. К назначенному времени возле храма было достаточно многолюдно: к учащимся добавились их родители, а также и те прихожане, кто пожелал присоединиться к приходскому мероприятию. Вскоре, без проблем вместив всех желающих, два комфортабельных автобуса отправились от Покровского храма в Сергиев Посад.

Поездка была подготовлена и ориентирована, прежде всего, на детей, учащихся воскресной школы. Поэтому время в дороге было посвящено занятиям с детьми. В дороге до Сергиева Посада юным паломникам кратко рассказали о Черниговском ските, его святынях и подвижниках, о Троице-Сергиевой Лавре, и, конечно, о преподобном Сергии Радонежском. Чтобы дети не отвлекались и сохраняли интерес к рассказу, организатор поездки и ведущая Светлана периодически задавала вопросы. Например: "Почему преподобного Сергия называют игуменом земли Русской?" Такой, казалось бы, несложный вопрос заставил многих задуматься.

Когда участники поездки слушали рассказы о современных случаях чудесной помощи по молитвам к преподобному Сергию, за окном уже видна была Троице-Сергиева Лавра. Вид Лавры всегда впечатляет и наполняет душу радостью всякий раз, когда прибываешь в этот поистине главный духовный центр России.

Но мы проезжали мимо Лавры, чтобы сначала посетить Черниговский скит. Возможно, что такой план поездки был не самым удачным, и стоило сначала посетить обитель преподобного Сергия и приложиться к его мощам. Но на все Воля Божия, и, наверное, доминантой этой поездки должно было стать посещение именно скита, тем более что многие ехали туда впервые.

Черниговский скит, находящийся всего в 3-х километрах от Лавры, встречает паломников огромной 70-ти метровой колокольней. Чтобы войти на территорию обители, нужно пройти через проход в колокольне, поднявшись, а потом спустившись по необычно маленьким, но крутым каменным ступенькам. Сквозь арку колокольных врат блестит золотыми куполами Черниговский собор. Собор и колокольня, как нам потом рассказали, строились в разное время, и даже разными архитекторами. Но оба строения выполнены в одном стиле и смотрятся как единое целое.

Черниговский скит. Колокольня

На территории скита тихо и малолюдно, все очень чисто и аккуратно. Для посетителей скита постоянно проводятся экскурсии. Такое послушание несут учащиеся Московской духовной семинарии. Когда освободились очередные экскурсоводы, наша группа, разделившись на две подгруппы, отправилась в экскурсии по скиту.

Черниговский собор скита

Главные святыни собора - это список (один из трех) с Черниговской иконы Божией Матери и мощи преподобного Варнавы Гефсиманского. К сожалению, в годы гонений на Церковь Черниговская икона бесследно исчезла, но сохранились списки с иконы. Одна из копий долгое время находилось на колокольне, потемнела от времени. Долго не решались реставрировать эту икону, чтобы не повредить ее. Но через некоторое время чудесным образом икона начала сама обновляться и посветлела.

Рядом с Черниговской иконой расположен большой ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.

Рассказывая о жизненном пути преподобного старца Варнавы, наш экскурсовод напомнил его предсказания о годах гонения и годах последующего расцвета Церкви. Для бесед о будущем России посещал старца когда-то и император Николай II. Справа от мощей на стене написан сюжет о посещении Царской семьи, будущих стратотерпцев, старца Варнавы.

О годах гонений напоминает нам и образ Богоматери, лежащий на аналое при входе в собор - на иконе отверстия от пуль…

Обо всем об этом нам рассказал семинарист Андрей. Экскурсовод наш был высокого роста и внушительно возвышался над юными паломниками, многие из которых еще даже не учатся в школе. Не забывал Андрей поддержать интерес и самых юных слушателей, иногда обращаясь непосредственно к ним и задавая вопросы. Наши учащиеся не подкачали, смело сами задавали вопросы и легко переводили протяженность в полтора века в количество лет. Конечно, посетить пещеры для детей было особенно интересно.

Перед тем как спуститься в пещеры Гефсиманского скита мы услышали рассказ о блаженном Филиппушке, которому собственно и обязаны своим появлением Черниговские пещеры. Филиппушка странствовал по Руси в середине XIX века, он некогда был женат и имел детей, но все оставил ради подвижничества. Вел строгий и суровый образ жизни, носил вериги и пудовый железный посох. Его почитали за кротость и прозорливость. До поселения в скиту блаженный юродствовал много лет. За это время обошёл всю западную часть России, посещая монастыри и храмы. В Киеве настолько проникся духом пещер Киево-Печерской Лавры, что решил основать свою подземную обитель. Поселившись в Гефсиманском скиту, Филиппушка испросил благословение "ископать погребок" с товарищем и двумя взятыми из скита послушниками. Около Филиппушки стали собираться монашествующие, искавшие безмолвия и уединения. Так зарождались Гефсиманские пещеры. Со временем пещерниками стали и сыновья Филиппушки. Подвижническая жизнь отца оказала на них сильное влияние, и они решились подвизаться вместе со своим родителем.

В пещерах нам показали, где покоятся честные останки блаженного схимонаха Филиппа. Вся наша группа побывала на месте, где уединялись монахи-пещерники, а также в пещерной церкви Архистратига Михаила. Посещение пещер заканчивалось у святого источника. Пока наши паломники заполняли емкости водой, экскурсовод Андрей рассказал нам удивительную историю наших дней, как ожидающая сложную операцию женщина чудесным образом исцелилась водой из источника от своего тяжкого недуга.

Вторая часть поездки была посвящена посещению Троице-Сергиевой Лавры. Накануне празднования преподобным Кириллу и Марии - родителям преподобного Сергия, посещение этой обители детьми и их родителям имело особый смысл.

Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра

Фотографируясь у памятника Сергию Радонежскому, мы отметили внушительную численность нашей паломнической группы.

У памятника преподобному Сергию Радонежскому

Конечно, в первую очередь мы отправились к главной святыне Лавры - мощам преподобного Сергия. Время близилось к 17 часам, когда мы встали в очередь на улице. Вскоре на колокольне Лавры ударил колокол, и последующие минуты все со вниманием слушали Лаврский перезвон. Когда мы уже были в Троицком соборе, у мощей начали служить молебен, и доступ к мощам закрыли примерно на час. К сожалению, поездка наша была ограничена по времени, в том числе и условиями аренды автобусов, и пришлось нам выйти из Троицкого собора, не приложившись к мощам преподобного Сергия. Но и Слава Богу за то, что мы сподобились побывать в этом древнем Троицком соборе, помолиться у икон, писанных преподобным Андреем Рублевым, постоять у мощей батюшки Сергия, помолиться преподобному.

Завершили посещение Лавры, помолившись в Успенском соборе и приложившись к мощам преподобного Максима Грека и мощам святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Троице-Сергиева Лавра. Успенский собор
Троице-Сергиева Лавра. Успенский собор

Когда наша паломническая группа погружалась в автобусы, уже начало темнеть. И кто-то подумал, что в обратной дороге все будут предоставлены сами себе. Но другого мнения были организаторы поездки. Они успели закупить четыре огромных пакета с лаврскими пирожками, и угощали всех участников поездки. Стоит ли говорить, как были довольны дети, которые умеют искренне порадоваться такому, казалось бы, незначительному событию. А затем ребятам были предложены загадки. Да какие загадки! Темы Ветхого и Нового завета, устройство храма - отгадка должна была довершить краткий стих-загадку, и это вызвало интерес не только у детей, но и взрослых, которые смогли проверить свои знания.

Но вот все загадки разгаданы, и настало время пения. Детям раздали распечатанные тексты песен, и всем известные детские песни пели всем автобусом. Умело и с душой запевала директор воскресной школы Ирина. В Щелково въезжали уже под церковные песнопения.

Борис Ушкевич
октябрь 2010

Паломничества