В поселке Фряново есть старинная церковь Иоанна Предтечи. Большой и красивый храм, сохранившийся до наших дней во многом благодаря людям, которые проживали в этом поселке. Когда-то в далекие 30-ые годы этот храм защищали от закрытия священник и четыре монахини. Вот про этих людей я и хочу рассказать.
Как-то мне позвонила моя школьная подруга Татьяна, я рассказала ей, что совершенно случайно нашла своего родственника, о котором почти 70 лет ничего не было известно. Он был сельским священником. Думали, что погиб где-то в лагерях, а оказалось, что его и еще 10 священников расстреляли в сентябре 37 года. Татьяна поведала, что они тоже ищут своего прадедушку, отца Василия Смоленского, но пока ничего не нашли. Я пообещала ей помочь, ведь у меня уже был какой-то опыт. Написала письма в архивы, послала запрос в Минусинск, ведь, по словам родных, отца Василия сослали именно в этот город. Но, увы, отовсюду мне приходили ответы, что сведений о таком человеке нет. Уже отчаялась его найти. Я не очень верующий человек, но, не знаю почему, стала молиться Господу, чтобы он помог мне найти хоть что-то об этом священнике. И произошло чудо. На мое имя пришла справка из Прокуратуры о реабилитации о. Василия Смоленского. Никаких запросов в Прокуратуру я не посылала, так как понимала, что у меня не было никаких прав на получение этой справки - ее дают только родственникам, после предоставления документов, подтверждающих родство. А еще через несколько дней пришло письмо, где было написано, что я могу приехать в ГА РФ и ознакомиться с делом "моего" родственника - Василия Смоленского. Вот так отец Василий стал мне прадедушкой.
На следующий же день я поехала в архив. Мне дали дело и предупредили, что ничего переснимать нельзя: "А все, что вам интересно, переписывайте от руки". В деле оказалось 72 листа и еще 3 конверта с личными письмами и документами. Когда ехала в архив, то думала, что буду переписывать только те сведения, которые относятся к священнику. Но, открыв дело, поняла, что нужно переписать все. Ведь прочитав показания монахинь и священника, я поняла - передо мной были показания глубоко верующих людей. Ни следователи, ни арест, ни обвинения не сломили их. Никто из них не признался в предъявленных им обвинениях. Малограмотные монахини дали такие показания, что, прочитав их, понимаешь, что пережили эти люди, потерявшие все, все - кроме веры! И эта вера в Бога была для них самым главным в жизни.
с матушкой Марией и внучкой Лизой (июль 1930 года, с.Фряново) |
Священник Василий Григорьевич Смоленский родился 23 февраля 1876 года в селе Амерево Щелковского района. Закончил Московскую духовную семинарию в 1896 году. После ее окончания был учителем в церковно-приходской школе при Берлюковской пустыни. С 1900 по 1918 год служил священником в с. Никольском Подольского уезда. С 1918 года перешел на службу в свое родное село Амерево. С 1930 года был священником Иоанно-Предтеченского храма поселка Фряново. Был женат на дочери священника Марии Николаевне, у них было 5 сыновей.
Судьба о. Василия, как и всех верующих в те времена, была трагична. Еще до ареста у него проводили бесконечные обыски, отобрали все, что можно было взять. Даже переписка о. Василия с сыновьями хранилась в личных вещах, взятых у монахини Евгении Ефимовой. Он потерял все, кроме веры в Бога. С монахинями Александрой, Евгенией, Елисаветой и Аграфеной он противостоял целому коллективу "Интернациональной" фабрики, рьяные агитаторы которой призывали к закрытию церкви и размещению в храме культурного учреждения. За год до ареста, когда дома никого не было, к нему приходили с обыском.
Но батюшка продолжал служить Богу и людям. В его деле я нашла несколько справок из сельсовета. Крестьяне обращались к священнику с просьбой по христиански похоронить своих умерших родственников, для этого необходимо было разрешение сельсовета. В деле сохранились прошения приходских советов села Алешина и села Ермолина с просьбой приехать служить в их храмы. Сохранилось прошение на имя Его Преосвященства, где читаем: "…о. Василий …священник очень хороший. Прошу для него место и молитв Ваших за меня грешного". 1930 г. 19 февраля.
Простой сельский священник смотрел на десятилетия вперед. Он защищал свой храм от закрытия и обращался к верующим с этой просьбой. Сведения об о. Василии Смоленском переданы в Берлюковскую пустынь, в Амерево, во Фряново и в Никольскую церковь Подольского района.
|
Ефимова Александра Яковлевна родилась в 1881 году, происходила из крестьян дер. Головино Щелковского района. До ареста проживала в деревне Головино. Была арестована 22 мая 1931 года. При аресте был обнаружен и изъят у монахини один боевой патрон. Откуда у монахини мог взяться боевой патрон, остается только догадываться! Она пробыла в Казанско-Головинском монастыре с 1905 по 1921 год. После закрытия монастыря была членом монастырской артели. Когда в 1924 году, по ходатайству крестьянского общества, артель закрыли, работала на разных работах. В деле хранятся письма от сестры по монастырю Саши Кузнецовой, каждое из них начинается словами: "Христос посреди нас, дорогая о Христе сестра Саша". В этих письмах нет уныния и жалоб на судьбу, хотя жили они без всяких средств к существованию: "…монашествующие будете гонимы за имя Мое, сказал Спаситель. Дорогая, дожили и еще дотерпимся… Время тяжелое, надо позаботиться и о своей душе… Саша, слухи идут, что будто наш собор закроют, вот это великое для нас горе. Видно по всему, что нужно еще нам готовиться к тяжелым крестам по всей нашей жизни…Остаюсь многогрешная Александра".
В 1936 году Александра Яковлевна вернулась из ссылки. После отбытия заключения монахиня Александра вернулась в Москву, но монастырь был разрушен. Тогда она приехала на родину в деревню Головино. Её отец к тому времени выстроил для дочери Анастасии маленький домик на конце деревни, и монахиня Александра стала жить вместе с сестрой. Во время ссылки монахиня Александра получила болезнь - её не оставлял страшный кашель, у неё очень болели ноги. Каждую службу она молилась в церкви села Маврино в пределе Николая Чудотворца сидя. Она привезла из монастыря диван, комод и пяльцы для одеял. Диван ныне передан Фряновскому музею.
Умерла монахиня Александра Ефимова в 1959 году и была похоронена в селе Маврино. Сведения о ней переданы в Храм "Знамения" в Аксиньино (Москва).
7 марта 1990 года монахиня Александра была реабилитирована.
|
Ефимова Евгения Васильевна родилась в 1878 году в крестьянской семье, в деревне Головино, малограмотная. Была арестована 22 мая 1931 года. С 1899 года подвизалась в Алексеевском монастыре г. Москвы, где была до самого его закрытия в 1923 г. До 1928 г. жила в Москве, занималась тем, что ходила читала по покойникам, потом проживала в деревне Головино. В деле хранятся личные вещи монахини Евгении. Тоненькая книжечка с молитвами: акафист Всемогущему Богу в нашествии и напасти, стихи, переписанные от руки:
Что будет там, не знаю
И знать нельзя теперь,
Но дай мне лить потоки,
Дай, Боже, слезы лить,
Чтоб ими злы пороки,
Я ныне мог омыть.
Избавиться от ада,
И там вселиться мог,
Где вечная отрада,
Зиждитель всех наш Бог.
На обвинения следователя монахиня Евгения ответила: "В антисоветской агитации виновной себя не признаю". Сведения о монахини Евгении переданы в Алексеевский монастырь в Москве.
В 1936 году Евгения Васильевна вернулась домой из ссылки. Проживала в деревне Головино Щёлковского района. Работала в колхозе д. Головино. Умерла Евгения Васильевна 12 мая 1948 года. В справке из Щёлковского управления ЗАГС почему-то написано не Евгения, а Елена Васильевна. Может быть Евгения - это было монашеское имя?
7 марта 1990 года монахиня Евгения была реабилитирована.
Соболева Елизавета Александровна родилась в 1873 году в крестьянской семье села Фряново. Была арестована 23 мая 1931 года. Проживала на квартире в поселке Фряново по Интернациональной улице, дом №9. Из показаний монахини Елизаветы: "В монашестве жила, т. к. я дала Богу обещание пойти в монастырь. И в 21 год отроду я ушла в Федоровский монастырь города Переславля (сведения о ней переданы в этот монастырь). И до 1923 года служила там, пока нас не выгнали. Никаких разговоров с верующими не вела, потому что всякий знает про себя". С 1923 года по день ареста жила в поселке Фрянове и служила монашкой во Фряновском храме. Никаких писем и личных вещей монахини Елизаветы в деле нет. Из всех родственников у неё был только племянник - Михаил Георгиевич Соболев, работал на Интернациональной фабрике мастером.
В 1936 году Елизавета Александровна вернулась из ссылки домой. Проживала в посёлке Фряново Щёлковского района. Работала на Интернациональной фабрике. Умерла Елизавета Александровна 23 марта 1959 года, в возрасте 86 лет.
7 марта 1990 года монахиня Евгения была реабилитирована.
|
Махонькова Аграфена (Агриппина) Федоровна (так написано в листах дела, родственники сообщили, что звали её не Аграфена, а Агриппина Ивановна) родилась в 1885 году в деревне Еремино, в крестьянской семье. Была арестована 22 мая 1931 года. Работала на фабрике в г. Москве до 1914 года. С 1914 г. по 1923 г. служила монахиней при монастыре святителя Николая, ст . Полотняная (ныне, по сведениям из Калужской епархии, этот монастырь полностью разрушен) . А с 1923 г. проживала в д. Еремино, недалеко от Фряново. На вопрос, что заставило пойти в монастырь, ответила: "Я имею религиозные убеждения". На вопрос о том, что в настоящее время многие стали безбожниками, ответила: "Всякий по своему с ума сходит, всех неверующих, по писанию Божию, Господь будет наказывать". Аграфена Федоровна была малограмотной, протокол допроса ей зачитывали, в конце стоит ее подпись крупным детским почерком. Никаких личных вещей, кроме удостоверения личности, у Аграфены Федоровны не взяли.
В 1936 году Агриппина Ивановна вернулась из ссылки. Она была в ссылке не в Казахстане, как написано в листах дела, а в Узбекистане, где-то под Самаркандом. Она присылала письма родственникам, писал их учитель, у которого она проживала. После возвращения из ссылки Агриппина Ивановна проживала в деревне Ерёмино Щёлковского района. Умерла Агриппина Ивановна 10 февраля 1969 года. Похоронена в селе Рязанцы.
7 марта 1990 года монахиня Агриппина была реабилитирована.
Ни священник, ни монахини виновными себя не признали. Стойкостью и мужеством этих людей можно только восхищаться. Мы должны помнить их и знать - в те далекие годы эти люди защищали Бога, веру и Фряновский храм. Всех их судили на 5 лет ИТЛ, потом этот срок заменили ссылкой в Казахстан по ст. 58 п. 10. и добавили еще п. 11, который для осужденного в 37 году означал смерть. Человеку по этой статье давали 10 лет лагерей и, если он чудом выживал, то по окончании срока ему добавляли новый. Он должен был умереть, на свободу не отпускали.
Чудом выжили монахини. Ни ссылка, ни тяжёлая жизнь их после возвращения не сломали их. До конца своих дней они остались преданы Богу, ходили на все службы в Мавринскую церковь. Где погиб о. Василий - неизвестно. В сведениях о нём, пришедших из Казахстана, написано, что в 1936 году он был освобождён. Больше никаких сведений о нём нет.