Святые – благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых (см. Канонизация). Святым присваиваются разные названия: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, преподобные, мученики, великомученики, священномученики, преподобномученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребреники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные.
Канонизация (греч. – узакониваю) – особое решение Церкви о причислении умершего подвижника веры и благочестия к лику святых. Основаниями, по которым Церковью начинается рассмотрение дела о причислении того или иного подвижника благочестия к лику святых, служат следующие обстоятельства: чудотворения, случавшиеся при жизни или после смерти; принятие мучений за исповедание христианской веры; всенародное почитание; нетление останков (не всегда). Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение. О святом не молятся, как молятся об умерших, по нему не служат панихид, твердо веруя, что по смерти он удостоился особой милости Божией, ему служат молебны - к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом.
Мироточение - источение святого мира мощами святых угодников Божий (например, Николая Чудотворца, Димитрия Солунского и других), иконами (известно множество случаев), а иногда и другими святынями.
Мощи – останки тел святых христианской Церкви, сохраняющиеся нетленными.
Апостолы – 12 учеников Иисуса Христа, избранные Им и посланные на проповедь Евангелия. Первым последовал за Христом Андрей, прозванный за это Первозванным, следом пошел Иоанн Богослов. Потом Андрей привел брата своего Симона, которого Иисус назвал Петром, что значит "камень". На следующий день Спаситель призвал к Себе Филиппа, а Филипп привел Варфоломея (Нафанаила). За ними пришли: Иаков Зеведеев – брат Иоанна Богослова, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, которого звали еще Фаддеем, и Иуда Искариот (из города Кариота), который потом предал Христа и был заменен Матфием. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть за Христа, проповедуя Евангелие в разных странах мира.
Апостолы от 70-ти – ученики, которые пошли вслед за первыми двенадцатью.
Бессребреник – святой, раздавший свое имущество и помогавший людям, не требуя за это денег. Например, святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон, Ермолай и другие.
Благоверный – царь, князь или княгиня, причисленные к лику святых.
Блаженный – умом пребывающий в молитвенном общении с Богом. Так называются люди, исполняющие заповеди Господни. Так называют и юродивых Христа ради: они могли зимою ходить почти без одежды и босиком, пророчествовали, совершали чудеса. Среди святых блаженных: Василий, Максим и Иоанн Московские, Ксения Петербургская.
Великомученики – страдальцы, претерпевшие за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки.
Мученик – святой, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа.
Праведник – святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Таковы, например, праведные Иоаким и Анна и многие другие.
Праотцы – ветхозаветные предки Иисуса Христа, начиная от Адама и Евы. Православная Церковь посвящает их почитанию особую неделю (второе воскресенье перед Рождеством Христовым).
Преподобномученик - мученик из монашествующих: преподобный, подвергнувшийся мученичеству за Христа (например, Агапий Сицилийский, Адриан Ондрусовский, Анастасий Персиянин, великая княгиня Елизавета Федоровна и другие).
Преподобный – святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский).
Пророк – провозвестник воли Божией как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Равноапостольный – святой, который, подобно апостолам, проповедовал и утверждал веру Христову (например, царь Константин и мать его Елена, благоверный князь Владимир и другие).
Священномученик – священник или епископ, положивший жизнь за Христа. Таковы, например, священномученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, убитый в 1918 году; Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, казненный в 1922 году и другие.
Юродивый Христа ради – святой, избравший особенный, очень редкий и очень сложный путь спасения. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни – круглый год ходили босыми и почти без одежды, некоторые носили вериги. Эти подвижники не боялись говорить правду в глаза сильным мира сего - даже царям, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. За подвиги самоотречения Бог награждал их дарами мудрости и прозорливости. Среди святых, Христа ради юродивых: Василий Блаженный, Прокопий Устюжский, Максим Блаженный, Николай Кочанов, Иоанн Большой Колпак.
Жития – жизнеописания исторических лиц, причисленных Церковью к лику святых. К вершинам древнерусской литературы относятся "Житие Феодосия Печерского", написанное Нестором Летописцем; "Житие Сергия Радонежского", написанное Епифанием Премудрым; "Великие Четьи-Минеи" (с греч. – месячные чтения: сборник житий, расположенных по дням календаря, в соответствии с днями празднования памяти того или иного святого) Макария, митрополита Московского; "Четьи-Минеи" Димитрия, митрополита Ростовского.
Патерик (греч. – отеческий) – сборник жизнеописаний подвижников благочестия той или иной области, того или иного монастыря, или житий святых отцов Церкви. Может включать в себя краткие поучения, слова этих отцов.
Четьи-Минеи (слав. - читать, гр. - месяц) - собрание житий святых по порядку празднований их памяти в течение всех дней каждого месяца. Наиболее известны Четьи-Минеи митрополита Макария и Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского.