Заамвонная молитва – читается перед окончанием литургии священником, который специально для этого выходит через Царские врата и встает перед амвоном.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Завет – союз Бога с человеком, договор, завещание.

Зависть – раздражение или досада изза чужого таланта, чужой удачи, счастья; желание овладеть чем-то, принадлежащим другому. Грех против десятой заповеди Божией. Одна из основных движущих сил бунтов и революций.

Заговенье – последний день употребления скоромной пищи перед постом.

"Задонщина" – литературное произведение XIV века, посвященное Куликовской битве и прославляющее ее участников и конечную победу русского оружия, ставшую, как считал безымянный автор, ответом на все предыдущие поражения Руси от кочевников.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Закон Божий – религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные правила жизни и деятельности. Как учебный предмет слагается из катехизиса, Священной истории, истории Церкви, церковных молитв, объяснения богослужения.

Закхеймытарь (сборщик податей), удостоившийся особенного внимания Иисуса Христа и пообещавший раздать половину своего имущества нищим, а всем тем, кого он обидел или обманул, воздать долг в четырехкратном размере.

Западничество – общественно-политическое движение, возникшее в сороковых годах XIX века, участники которого утверждали, что Россия должна развиваться не по своему особому пути, а по тому же, по которому развивалась Западная Европа. Среди основных представителей: П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, С.М. Соловьев и другие. Идейными противниками западников были славянофилы (см. Славянофильство), которые придерживались православных позиций.

Запасные ДарыСвятые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих.

Заповеди блаженства – даны Иисусом Христом в Нагорной проповеди:
1) Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть Царство Небесное;
2) Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся;
3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;
4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
8) Блаженны изганные за правду, ибо их есть Царство Небесное;
9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Евангелие от Матфея. 5, 3-12).

Заповеди Божии – десять заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай:
1) Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня;
2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой;
3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье);
5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле;
6) Не убивай;
7) Не прелюбодействуй;
8) Не кради;
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
10) Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исход. 20,2-17).

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Зарядный Иван Петрович (ум. 1727) - зодчий, автор проекта церкви Архангела Гавриила в Москве ("Меншикова башня"), иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге и других.

Затвор – пещера или уединенная келья, где некоторые подвижники веры (затворники) проводили жизнь в молитве и посте.

Затворник – подвижник, оставивший человеческое общество и заключивший себя в пещеру или уединенную келью для поста и усиленных молитв.

Захария (I в.) – святой праведный (память 18 сентября), священник, пророк, отец Иоанна Крестителя. Принадлежал к древнему священническому роду, до преклонных лет не имел детей. Когда ему в храме было видение ангела, возвестившего ему о рождении сына, Захария усомнился, за что был поражен немотою, которая оставила его только после рождения сына Иоанна, ставшего впоследствии Предтечей и Крестителем Господним.
подробнее...

Захария Серповидец (VI в. до Р. X.) - святой (память 21 февраля), древний пророк, автор одной из книг Ветхого Завета. Прозван Серповидцем потому, что во время одного из Божественных откровений видел свиток в виде серпа, летящий с неба. подробнее...

Заупокойные богослужения – специальные богослужения, посвященные поминовению усопших и содержащие усиленные молитвы о даровании им милости Божией и Царства небесного: панихиды, литии и отпевания умерших.

Зачала – пронумерованные отрывки, на которые разделены Евангелие и Апостол для удобства чтения на богослужениях.

Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов: 1) благовест – мерные удары в один колокол; 2) перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого; 3) двузвон – звон во все колокола дважды, в два приема; 4) трезвон – удары в несколько колоколов или во все колокола, в три приема (в три звона); 5) перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Зложелательство – грех желания кому-либо зла, беды.

Злопамятство – см. Памятозлобие.

Злорадство – грех радования чужому горю, напасти, беде.

Злоязычие - грех злословия, оклеветания, наговоров.

Знамение – знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.

Знамение крестное – изображение креста движением руки для осенения себя или кого-либо.

Знамения Божией Матери икона – представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом в круге. Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название было дано Новгородской иконе. После выноса ее на городскую стену войска Андрея Боголюбского, осаждавшие город в 1170 году, обратились в бегство. Празднование этой иконе, как и всем иконам Знамения Божией Матери, 10 декабря. Курская икона Знамения Божией Матери была обретена в 1295 году на берегу реки Тускары, близ того места, где находился Курск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Феодоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Коренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Курской-Коренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября и в девятую пятницу по Пасхе.
подробнее...

Знаменный распев – древнейший из церковных распевов, главный среди них. Название происходит от слова "знамя", которым именовались древние безлинейные нотные знаки, похожие на флажки, служившие для записи распева.

Зосима (ум. в 1478) и Савватий (ум. в 1435) – святые преподобные (память Зосимы 30 апреля и 21 августа, память Савватия 21 августа и 10 октября), отцы-основатели Соловецкого монастыря.
подробнее...

Зоя (ок. 287) – святая мученица (память 31 декабря). Пострадала за веру Христову при императоре Диоклетиане вместе со своим мужем Никостратом - воином из дружины святого мученика Севастиана. Зою казнили, повесив за волосы, а Севастиана привязали к дереву и расстреляли стрелами (этому событию посвящено известное полотно художника Тициана). Вместе с ними была казнена и вся дружина Севастиана, который был начальником стражи. Память Севастиана и его дружины также отмечается 31 декабря. подробнее...