Словарь. История, события, личности

Археология библейская – отрасль науки, посвященная поиску и изучению вещественных памятников, связанных с библейской историей. Документально подтвердила множество событий, описанных в Библии.

"Задонщина" – литературное произведение XIV века, посвященное Куликовской битве и прославляющее ее участников и конечную победу русского оружия, ставшую, как считал безымянный автор, ответом на все предыдущие поражения Руси от кочевников.

Ипатьевская летопись – памятник русского православного летописания. Название получила по Ипатьевскому Троицкому монастырю, где хранилась. Датируется XV веком, включает в себя список "Повести временных лет" и другие летописи, изложение событий в которых доводится до конца XIII века.

Остромирово Евангелие – один из древнейших памятников церковнославянской письменности. Написано в 1056-1057 годах для новгородского посадника Остромира (во святом крещении Иосифа) диаконом Григорием. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
подробнее...

Западничество – общественно-политическое движение, возникшее в сороковых годах XIX века, участники которого утверждали, что Россия должна развиваться не по своему особому пути, а по тому же, по которому развивалась Западная Европа. Среди основных представителей: П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, С.М. Соловьев и другие. Идейными противниками западников были славянофилы (см. Славянофильство), которые придерживались православных позиций.

Иосифляне (XV-XVI века) – последователи Иосифа Волоцкого, сторонники церковного землевладения и владения Церковью другой собственностью. Их противниками были нестяжатели – последователи Нила Сорского. Причислив и Иосифа Волоцкого, и Нила Сорского к лику святых, Церковь тем самым признала правоту обоих угодников Божиих, указывавших пределы, в которых и должна протекать церковная жизнь и деятельность.

Нестяжатели (XV-XVI века) – противники церковного землевладения и обладания Церковью другим имуществом. Наиболее видный представитель – Нил Сорский. Противниками нестяжателей были иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого. Время примирило сторонников противоположных взглядов, а Церковь причислила к лику святых и Нила Сорского, и Иосифа Волоцкого, признав тем самым правоту обоих.

Славянофильство – патриотическое направление русской общественной мысли XIX века, вызванное к жизни протестом против подражания Западу. Славянофилы отстаивали идею самобытного (только ей свойственного) пути развития России, отличного от пути развития других европейских стран. Наиболее яркими его представителями были: А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские. Против славянофилов выступали западники (см. Западничество).

Арамейский язык – язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа.

Церковно-славянский язык – язык, на который в IX веке был сделан перевод Священного Писания и богослужебных книг первоучителями славян святыми Кириллом и Мефодием. В качестве литературного и богослужебного языка получил в IX веке широкое распространение у всех славянских народов: болгар, сербов, хорватов, чехов, русских. На Руси удерживался в качестве литературного языка до середины XVIII века. Как язык богослужебный используется у всех православных славян и сегодня.

Вифлиемское избиение младенцев (I в.) - эпизод евангельской истории, повествующий о том, как иудейский царь Ирод, узнав о рождении Иисуса Христа, испугался и послал в Вифлеем воинов, чтобы они перебили всех младенцев мужеского пола возрастом до двух лет. Всего было убито 14 тысяч младенцев. Церковь причислила всех их к лику святых мучеников (память 11 января).

Закхеймытарь (сборщик податей), удостоившийся особенного внимания Иисуса Христа и пообещавший раздать половину своего имущества нищим, а всем тем, кого он обидел или обманул, воздать долг в четырехкратном размере.

Иуда Искариот – один из учеников Иисуса Христа, предавший Его в руки врагов – иудейских первосвященников за тридцать серебренников. Совершив предательство, удавился.

Мытарь – сборщик мыта (налога, подати).

Назарянин – житель Назарета. Это прозвище в уничижительном смысле евреи прилагали к Иисусу Христу, происходившему из этого маленького, презираемого городка. "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Евангелие от Иоанна. 1, 46)

Распятие – мучительная и позорная казнь на деревянном кресте, которой предавали в Римской империи самых опасных преступников. По требованию иудеев этой казни был подвергнут и Иисус Христос, принесший на их землю учение о любви к Богу и к ближнему. С тех пор для всех христиан крест является символом Самого Христа и оружием духовной брани.

Разделение Церквей – разделение Христианской Церкви на Восточную и Западную, на православие и католицизм. Датой официального признания факта разделения считается 1054 год, когда углублявшиеся разногласия привели к тому, что Римский папа и Константинопольский патриарх предали друг друга анафеме. С православной точки зрения, разделение произошло из-за властолюбия и неумеренной гордости пап, а также из-за ряда совершенно неприемлимых догматических новшеств, привнесенных в Западное христианство ("латинская ересь").

Раскол – религиозно-общественное движение в России, направленное против церковных реформ Патриарха Никона, проводившихся в середине XVII века. Наиболее известными противниками реформ были протопоп Аввакум Петров и боярыня Морозова.

Реформация (лат. – преобразование) – одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целая эпоха, включающая в себя XVI век и первую половину XVII века. Это событие называется реформацией религиозной (или церковной), однако в действительности оно охватывало и экономическую, и политическую, и социальную, и культурную жизнь Западной Европы. Начало реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера, критиковавшего Католическую церковь. Вскоре движение протеста против церковной власти Ватикана охватило всю Европу. В результате появилась новая разновидность христианства - протестантизм.

Смутное время - период в русской истории с момента смерти царя Феодора Иоанновича (1598), когда прекратилась династия Рюриковичей, и до воцарения Михаила Романова (1613). Знаменовалась частой сменой правителей, которые быстро свергались или умирали (Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский). Польско-литовское вторжение осложнялось народными бунтами и неурожаем, что вконец разорило экономику страны. В это тяжелейшее для Отечества время Русская Православная Церковь проявила непоколебимую твердость: возглавлявший ее Патриарх Гермоген отказался пойти на уступки полякам и боярам-изменникам, желавшим посадить на русский престол либо польского королевича Владислава, либо сына польской авантюристки Марины Мнишек. Патриарх Гермоген призвал русский народ на битву с захватчиками, и поляки были изгнаны с Русской земли.

Уния (лат. – соединение) – насаждаемое католиками принудительное слияние православного и католического вероисповеданий, с сохранением некоторых православных обрядов, но с подчинением Папе Римскому. С давних времен активно проводится на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. После распада СССР деятельность униатов приняла откровенно агрессивный характер: при финансовой поддержке Запада они ведут яростную антирусскую и антиправославную пропаганду, силой захватывают храмы, изгоняя православных, не останавливаясь даже перед убийством священнослужителей.

Христа Спасителя Храм – воздвигнут в 1839-1883 годах на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля в память Отечественной войны 1812 года. Архитектор – К.А. Тон. В оформлении принимали участие крупнейшие художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и другие. В 1931 году храм был взорван. На его месте сначала предполагалось воздвигнуть гигантский Дворец Советов, затем был построен открытый плавательный бассейн. В настоящее время храм восстановлен.

Аввакум Петров (1620-1682) – протопоп (протоиерей) одного из соборов Московского Кремля, отличался редкими дарованиями (в том числе писательским), энергией и железной волей, был приближен к царю. Выступив в 1653 году против реформ Патриарха Никона, подал царю челобитную, которая и положила начало расколу. Остальное время жизни Аввакум провел в ссылке. В 1666 году был лишен сана и отлучен от Церкви, а в 1682 году "за великие хулы на царский дом" казнен через сожжение в Пустозерске (теперь г.Печора). Но и в ссылке до самой казни являлся энергичным пропагандистом и вожаком раскола, рассылая всюду своим приверженцам, ученикам и друзьям письма. Послания и записи были собраны в книгу, известную под названием "Житие протопопа Аввакума".

Адриан (1627-1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. Противник реформ Петра Великого. После смерти Патриарха Адриана Петр I повелел не назначать ему преемника, и Церковью стал управлять Святейший Синод, возглавляемый государственным чиновником. В истории Церкви начался так называемый синодальный период, который продлился до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Авраамий Палицын (ум. 1627) - монах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, известный в русской истории своей энергичной патриотической деятельностью в эпоху Смутного времени.

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929-2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Архангельский Александр Андреевич (1864-1924) – церковный композитор.

Барма и Постник (XV век) – архитекторы, авторы Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1852) – композитор, автор около 200 сочинений: опер, сонат, хоровых концертов, ряда произведений духовной музыки. Один из первых русских композиторов, учившихся в Италии и еще при жизни заслуживших европейское признание. Однако итальянская музыка наложила столь сильный отпечаток на все творчество композитора, что его прозвали "русским итальянцем".

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) – русский религиозный философ и богослов, с 1918 года - священник. Отошел от марксизма к христианству и утверждал, что культура и социальные отношения должны строиться по Евангелию. Спасение Отечества видел только в религиозном возрождении. После революции был выслан из России и до конца дней своих преподавал в парижском Православном богословском институте. Автор многих книг по философии, богословию, истории религии. В его философских воззрениях, однако, усматриваются некоторые личные мнения, не разделяемые Церковью.

Бухвостов Иван Григорьевич (XVII- XVIII вв.) - архитектор. Возводил стены и башни Новоиерусалимского монастыря под Москвой, храмы в Москве и других городах. Шедевр мастера - церковь Спаса в селе Уборы под Москвой.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – русский художник, автор множества известных полотен на исторические и сказочные темы ("Богатыри", "Аленушка" и других), живописец-монументалист, расписывавший Владимирский собор в Киеве, храм Христа Спасителя в Москве и другие храмы.

Ведель Артемий Лукьянович (1767-1808) – церковный композитор.

Гапон Георгий Аполлонович (1870-1906) – петербургский священник, известный и уважаемый в среде рабочих. Один из руководителей и организаторов "Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга", целью которого была легализация рабочего движения. Инициатор мирного шествия рабочих 9 января 1905 года к Зимнему дворцу под монархическими лозунгами, завершившегося расстрелом демонстрантов ("Кровавое воскресенье"). Чудом остался жив, однако через некоторое время был убит эсерами.

Глинка Михаил Иванович (1804-1857) – композитор, основоположник русской классической музыки. Автор опер "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", множества оркестровых, инструментальных и вокальных сочинений, а также ряда произведений для церковных хоров.

Глинка Федор Николаевич (1786-1880) – полковник, участник Отечественной войны 1812 года, поэт. Автор ряда известных стихотворений (в том числе слов песни "Вот мчится тройка почтовая"). Много писал на религиозные темы, переложил на стихи несколько псалмов.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – русский писатель. Автор романа (поэмы) "Мертвые души", комедий "Ревизор", "Женитьба", повестей, рассказов. Человек глубокой веры. Религиозные чувства Гоголя ярче всего выражены в "Выбранных местах из переписки с друзьями" и в книге для юношества "Размышления о Божественной литургии Иоанна Златоуста".

Гречанинов Александр Тихонович (1864-1956) – русский композитор, автор оперы "Добрыня Никитич" и ряда произведений духовной музыки.

Даниил Черный (ум. 1430) – иконописец, монах Троице-Сергиева монастыря, затем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Работал вместе с Андреем Рублевым.

Декабристы – члены тайных обществ масонского толка (см. Масонство), намеревавшиеся совершить в России государственный переворот: свергнуть царя и захватить власть – и с этой с целью предпринявшие 14 декабря (отсюда название) вооруженное выступление на Сенатской площади в Петербурге, во время которого декабрист Каховский убил героя Отечественной войны 1812 года, губернатора Петербурга генерала Милорадовича, который верхом на коне выехал на площадь, чтобы попытаться успокоить мятежников. После поражения выступления большинство членов тайных обществ были арестованы, 121 человек осужден на различные сроки каторги и ссылки, а пятеро повешены.

Дионисий (XV век) – художник-иконописец. Писал фрески в Московском Кремле, в Рождественском Пафнутьево-Боровском монастыре под Москвой, в Ферапонтовом монастыре неподалеку от Вологды.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и религиозный мыслитель. Автор множества прозаических произведений: романов, повестей, рассказов, "Дневника писателя" и других. В молодости участник революционного кружка, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной каторгой. Человек глубочайшей веры, все творчество которого проникнуто духом православия.

Дьяченко Григорий Михайлович (1850-1903) – протоиерей, известный духовный писатель. Деятельный сотрудник православных журналов и газет, автор множества богословских и просветительских сочинений и "Полного церковно-славянского словаря".

Епифаний Премудрый (XIV – начало XV века) – монах Троице-Сергиева монастыря, известный древнерусский писатель и художник-миниатюрист. Автор "Слова о житии и учении Стефана Пермского" и "Жития Сергия Радонежского", являющихся выдающимися произведениями русской литературы XIV века.

Ермолин Василий Дмитриевич (XV в.) - архитектор и скульптор. Работал во Владимире, Юрьеве-Польском, в Троице-Сергиевом монастыре. В Москве перестраивал Фроловскую (Спасскую) башню Кремля, которая была им украшена каменной скульптурой святого Георгия Победоносца. Сохранившийся фрагмент скульптуры находится ныне в Третьяковской галерее.

Зарядный Иван Петрович (ум. 1727) - зодчий, автор проекта церкви Архангела Гавриила в Москве ("Меншикова башня"), иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге и других.

Иванов Александр Андреевич (1806-1858) – русский художник, автор грандиозного живописного полотна "Явление Христа народу", над которым он работал 20 лет. Картина находится в Третьяковской галерее.

Иларион (XI в.) – митрополит Киевский с 1051 года, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы), автор знаменитого "Слова о законе и благодати", являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: "Исповедание веры", "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" и "Слово к брату-столпнику".

Ильин Иван Александрович (1882-1954) – выдающийся русский религиозный философ, автор ряда научных трудов, в которых с поразительной точностью предсказал многие события новейшей истории России. С 1922 года в эмиграции.

Иоаким (Савелов) (1621-1690) – Патриарх Московский и всея Руси с 1674 года.

Иоанн Снычев (1927-1995) – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (с 1990 г.). Крупный церковный и общественный деятель. Духовный лидер православно-патриотических сил России. Автор ряда значительных работ на религиозно-исторические темы, множества проповедей, бесед, выступлений, газетных и журнальных статей. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Иоасаф I (ум. 1640) – Патриарх Московский и всея Руси в 1634-1640 годах

Иоасаф II (ум. 1672) – Патриарх Московский и всея Руси в 1667-1672 годах.

Иосиф (ум. 1652) – Патриарх Московский и всея Руси в 1642-1652 годах.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – писатель, публицист и историк. Автор 12-томной "Истории государства Российского" и ряда литературных произведений.

Кастальский Александр Дмитриевич (1856-1926) – выдающийся русский духовный композитор.

Киреевские – братья, видные представители славянофильства. Иван Васильевич (1806-1851) - философ, литературный критик, публицист. Живя в родовом поместье Долбино, находившемся неподалеку от Оптиной пустыни, поддерживал тесную связь с иноками этой обители и помогал им в издании святоотеческих творений. Его духовным отцом был святой оптинский старец Макарий. Петр Васильевич (1808-1856) - собиратель русского фольклора; в его коллекции было около 10 тысяч народных песен.

Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.

Климент Зедергольм (ум. 1878) - церковный писатель, иеромонах Оптиной пустыни, духовный наставник писателя и философа Константина Леонтьева (принявшего перед смертью монашество с именем Климент). Немец по происхождению, сын протестантского пастора, он и сам был от рождения протестантом, но после окончания Московского университета принял православие и, прослужив несколько лет в Святейшем Синоде, вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни, где и подвизался около пятнадцати лет до самой своей смерти. Написал "Жития оптинских старцев" и ряд других трудов.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) – знаменитый историк, академик, преподаватель Московского университета и Московской духовной академии, автор фундаментальных трудов по русской истории.

Константин Константинович (1858-1915) – великий князь, внук Николая I, генерал, президент Петербургской академии наук. Поэт (писал под псевдонимом К. Р.), автор ряда духовных стихотворений и стихотворной трагедии "Царь Иудейский".

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) – русский живописец, автор многих известных картин, в том числе и на евангельские сюжеты ("Христос в пустыне").

Лаврентий – монах, переписчик летописи 1305 года, названной по его имени Лаврентьевской (летопись хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге).

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) – русский философ и писатель. Автор рассказов, повестей, романов и философских статей. В последние годы жизни поселился близ Оптиной пустыни. Помогал монастырю в редакционно-издательской деятельности. Принял монашеский постриг с именем Климент, переехал в Сергиев Посад, где и скончался.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – русский поэт, гусарский офицер, участник кавказской войны. Автор множества стихотворений, ряда драматических произведений, поэм, романа "Герой нашего времени". Человек глубокой религиозности, регулярно совершавший паломничества к мощам святых. Духовная тематика нашла свое отражение в целом ряде стихотворных произведений.

Лесков Николай Семенович (1831-1895) – русский писатель. Особое место в его творчестве занимают произведения, посвященные православной тематике: роман "Соборяне", рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "На краю земли" и другие. Писал ярким, красивым и очень своеобразным языком. Не был в достаточной степени понят и оценен современниками, считавшими Лескова архаичным - отставшим от времени, которое наполнялось духом перемен и разрушения. Устав от непонимания и уступая пагубным требованиям времени, Лесков в конце жизни написал несколько недоброжелательных очерков о священнослужителях. Однако эти произведения не добавили писателю славы.

Львов Алексей Федорович (1798-1870) – композитор, директор Певческой капеллы в Петербурге. Автор музыки русского гимна "Боже, Царя храни!" на слова В.А. Жуковского.

Макарий Глухарев (1792-1847) – архимандрит, знаменитый русский миссионер - просветитель народов Алтая.

Микешин Михаил Осипович (1835- 1896) - рисовальщик, автор эскизов-проектов памятников "Тысячелетие России" в Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

Морозова Феодосия Прокопьевна (ум. 1675) – боярыня, последовательница протопопа Аввакума, являвшегося главным идеологом "старой веры" (см. Раскол). Была арестована, лишена состояния, подверглась пыткам, но отказалась изменить старым обрядам. Умерла в заточении, в земляной тюрьме Боровского монастыря. Боярыне Морозовой посвящено грандиозное полотно художника В.И. Сурикова, находящееся в Третьяковской галерее.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) – русский художник. Автор картин, посвященных жизни святого преподобного Сергия Радонежского, в том числе "Видение отроку Варфоломею", ряда полотен на религиозные темы, многих портретов. Расписывал храмы (в том числе храм Марфо-Мариинской обители в Москве).

Никитин Афанасий (ум. 1472) – тверской купец, путешественник, писатель. В 1469-1471 годах посетил Индию, о чем написал книгу "Хождение за три моря", в которой много места уделил описанию переживаний и скорбей православного человека, длительное время находившегося среди иноверцев.

Никон (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1652 г.). Провел церковные реформы, поддержанные всеми архиереями и тем не менее вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства и отстаивание принципа "Священство выше царства" привело к разрыву его отношений с Царем. В 1658 году оставил патриаршество. Собором 1666 года лишен архиерейского сана. Сослан сначала в Ферапонтов, а потом в Кирилло-Белозерский монастырь. Получил разрешение (прощение и восстановление в сане), но разрешительная грамота не застала Никона в живых - он умер на пути к следующему месту ссылки, в Ярославле. Похоронен как Патриарх.

Никон Рождественский (1851-1918) – архиепископ Вологодский. Крупный церковный писатель, публицист, редактор и издатель. Член Святейшего Синода, член Государственного Совета. Выпускал популярные журналы "Троицкое слово", "Троицкие листки", "Троицкая библиотека", "Троицкая народная беседа", в которых наряду с богословскими и просветительскими проповедями публиковал статьи, обличавшие врагов православия и русского народа. Погиб в Сергиевом Посаде при странных обстоятельствах: вероятнее всего, был убит. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

Нилус Сергей Александрович (1862-1929) – известный духовный писатель, бесстрашный православный публицист. Несколько лет жил и работал в Оптиной пустыни. Ученик и последователь святого Иоанна Кронштадтского и Никона Рождественского. Автор книг "Великое в малом", "На берегу Божьей реки", "Сила Божия и немощь человеческая", "Святыня под спудом", "Близ есть, при дверех" и других. После революции подвергался преследованиям, книги его уничтожались.

Ориген (185-254) – знаменитый религиозный мыслитель, сын грека Леомида, казненного при императоре Септимии Севере, родился в Александрии. Уже юношей преподавал в прославленной александрийской школе. Автор множества богословских трудов. Умер в тюрьме во время гонений на христиан при императоре Декии.

Ослябя Роман (в монашестве Родион) – монах Троице-Сергиева монастыря. Когда Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, пришел к преподобному Сергию Радонежскому за благословением, тот дал ему двух иноков: Пересвета и Ослябю, которые помогали Димитрию в сражении, но сами были убиты. Похоронен в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве (неподалеку от метро "Автозаводская").

Пересвет Александр (ум. 1380) – инок Троице-Сергиева монастыря, боярин, участвовал вместе с Ослябей в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем), который тоже погиб в этом поединке. Похорен в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, в Москве (неподалеку от метро "Автозаводская").

Петр I (1672-1725) – царь с 1682 года, император с 1721 года, из династии Романовых. Проводил реформы всех сторон государственной жизни. Часть этих преобразований были оправданы и необходимы, однако церковные реформы Петра нанесли Русской Православной Церкви тяжелейший урон, последствия которого не удалось в полной мере устранить и до сего дня. Петр упразднил патриаршество, подчинив Церковь Святейшему Синоду – государственному ведомству, которым управлял чиновник, назначаемый царем; обложил монастыри непосильной данью и для выполнения своих строительных планов вывез из монастырей лучших мастеров разных ремесел; провел в архиереи людей, преданных, в первую очередь, ему самому, а не Церкви; наконец, поставив интересы власти выше церковной святости, а себя – выше святых отцов Церкви, отменил тайну исповеди, повелев духовенству отвечать на все вопросы своих следователей. Не случайно поэтому среди православных, особенно придерживавшихся старины, было распространено убеждение, что Петр и есть антихрист.

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - Патриарх Московский и всея Руси (с 1971 г.). Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) – известный юрист, публицист и государственный деятель, сенатор, член Государственного Совета, с 1880 года – оберпрокурор Святейшего Синода. Преподавал законоведение Великим князьям, сыновьям и внукам Александра II, в том числе будущим императорам Александру III (который особенно уважал Победоносцева и всегда внимательно прислушивался к его советам) и Николаю II. Человек глубокого ума и твердых религиозных убеждений, хорошо понимал, к чему может привести расшатывание духовных основ Отечества, и всей своей деятельностью активно противостоял разрушительным действиям либеральной идеологии.

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) – русский художник, автор многих картин, самая известная из которых – "Московский дворик". Написал цикл работ на евангельские сюжеты.

Прохор с Городца (XIV-XV век) – художник-иконописец, один из учителей Андрея Рублева. Вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – великий русский поэт. Автор множества стихотворных, прозаических и драматических произведений. В юношеских стихотворениях допускал вольности по отношению к важнейшим религиозным вопросам, однако с наступлением поры полного расцвета сил легкомыслие прошло, и Пушкин явил себя миру как человек глубокого религиозного сознания. Умер он, как и подобает настоящему христианину: исповедавшись, причастившись и простив всех своих обидчиков.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) – русский композитор, пианист, дирижер. С 1917 года жил за рубежом. Автор множества музыкальных произведений, в том числе и духовных.

Святогорец – иеромонах Сергий (Веснин), афонский монах, церковный писатель, автор ряда трудов, посвященных в большинстве своем Афону, его монахам и монастырям.

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона - патриарший местоблюститель, то есть фактический глава Русской Правослвной Церкви. В 1927 году - в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи Советской армии, передал армии танковую колонну и авиационную эскадрилью, изготовленные на деньги верующих.

Сильвестр (XVI век) – писатель, священник Благовещенского собора Московского Кремля. В начале царствования Иоанна Грозного имел на него большое влияние, затем был удален от двора, постригся в монахи. Автор "Домостроя" – учительной книги об укладе семейной жизни.

Симеон Полоцкий (1629-1680) – известный церковный деятель и писатель, знаменитый проповедник. Воспитатель детей царя Алексея Михайловича

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский религиозный философ и публицист. Автор множества научных трудов, публицистических статей и ряда стихотворений. К сожалению, творчество его не было последовательно православным: он увлекался теософией, которая оказалась сатанинским учением, призванным отвлечь людей (в первую очередь – интеллигенцию) от истинной веры.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) – историк, автор фундаментальной многотомной "Истории России с древнейших времен" и ряда других исследований.

Суриков Василий Иванович (1848-1916) – русский художник, автор картин "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова" и других знаменитых полотен. Его картина на евангельский сюжет "Исцеление слепорожденного" находится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – граф, писатель. В молодости был артиллерийским офицером, участвовал в Крымской войне и боевых действиях на Кавказе. Автор романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", множества повестей, пьес и рассказов. В последние годы жизни проповедовал противоречивое философское учение собственного сочинения, направленное против основных положений христианского вероучения и главных устоев государственности. Из многочисленных последователей учения формировались секты толстовцев. В 1901 году Святейший Синод признал факт "отпадения графа Толстого" от Церкви. Великий русский писатель был похоронен без церковного отпевания, и над его могилой в Ясной Поляне нет креста.

Тон Константин Андреевич (1724-1881) - русский архитектор, автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и здания Оружейной палаты.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920) - князь, религиозный публицист, общественный деятель.

Турчанинов Петр Иванович (1779-1856) – протоиерей, один из самых видных русских духовных композиторов, автор множества произведений для церковных хоров.

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт, дипломат. Один из самых ярких русских поэтов, творчество которого проникнуто духом православия и патриотизма.

Ушаков Симон (1626-1686) – знаменитый московский иконописец. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, не был равнодушен к западному искусству, которое оказало заметное влияние на его творчество.

Федоров Иоанн Феодорович (ум. 1583) – первопечатник, диакон одного из храмов Московского Кремля. В 1563 году возглавил Московский печатный двор. В 1564 году выпустил вместе с Петром Мстиславцем "Апостол" – первую русскую печатную книгу.

Федотов Георгий Петрович (1886-1951) – русский религиозный философ, историк культуры, публицист. Идейный противник революции. В 1925 году эмигрировал. Автор многочисленных работ о роли православия в истории русской культуры.

Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405) – живописец, родом из Византии. Работал в России. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году расписал Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (например, фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

Феофан Прокопович (1681-1736) – церковный деятель, сподвижник Петра I, поддерживавший его реформы. Известен прозападными взглядами и симпатиями к протестантизму.

Филарет (Романов Федор Никитич) (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче - знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне - царе Михаиле Феодоровиче.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – русский философ, богослов, поэт и драматург. Один из главных идеологов славянофильства.

Чайковский Петр Ильич (1840-1893) – композитор. Автор опер, балетов, симфоний, концертов и множества других музыкальных произведений, в том числе "Литургии" и "Всенощного бдения".

Юон Константин Федорович (1875-1958) – русский художник-пейзажист. Автор картин "К Троице", "Купола и ласточки" и множества других, среди которых особое место занимают виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) – Великий князь Киевский, сын святого Владимира. Объединил под своей властью почти все русские земли. Отстроил Киев, воздвиг первые на Руси каменные храмы, поставил в митрополиты русского монаха Илариона. Основал ряд городов, в том числе Ярославль. Ввел в обращение кодекс законов Русская Правда (известный в истории как Правда Ярослава). Был человеком образованным: собирал библиотеки, приглашал переводчиков для перевода богослужебной литературы и книг отцов Церкви.