Словарь. Вероучение

Божественная деятельность

Благодать – особая Божественная сила, ниспосылаемая человеку для преодоления греховности и для спасения души.

Дары Святого Духа – особые, благодатные действия Святого Духа, служащие для возрождения и освящения христиан и для создания и развития Православной Церкви. Дары эти таковы: дар мудрости и разумения Божественного учения о спасении; дар учительства для просвещения народа Божия светом Христовым; дар пророчества о будущем и проникновения в сокровенные пути Промысла Божия и в тайны человеческого сердца; дар различения духов, дабы отличать истинных пророков от ложных и Божественное вдохновение от бесовского соблазна; дар языков, прежде всех других обнаружившийся в Церкви: тотчас по сошествии Святого Духа апостолы начали говорить на неизвестных им прежде языках; дар толкования языков для назидания всех; дар служения в благочестии - особая способность попечения о бедных и больных и совершения дел христианской благотворительности и любви; дар пастырства, необходимый прежде всего священникам; дар чудотворений - исцеление больных и бесноватых; любовь к Богу и людям - высший из даров: "Заповедь новую даю вам, - говорит Спаситель, - да любите друг друга" (Евангелие от Иоанна. 13,34).

Знамение – знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.

Промысл Божий – Божественная деятельность, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия, непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией.

Чудо – непостижимое событие, вызванное волей Божией и нарушающее известные законы природы.

Брань невидимая – невидимая война, которую ведет душа человеческая против диавола, искушающего ее греховными и преступными помыслами.

Брань невидимая

Бес – злобное бесплотное существо, злой дух, нечистая сила, демон, черт, лукавый, слуга диавола, постоянно пытающийся соблазнить человека на грех и погубить душу.

Демон (бес, черт) – падший ангел, который сбивает человека с пути истины к деланию зла. Все ангелы сотворены были Богом святыми, но, когда ангел Денница был свергнут с небес во тьму кромешную и стал именоваться сатаной, были свергнуты и те ангелы, которые вместе с ним уклонились ко злу.

Искушение – внешний повод (соблазн) или внутренее влечение совершить грех. Бог попускает и скушение как испытание. Каждое выдержанное испытание укрепляет христианина и ведет его вперед.

Сатана – диавол, Люцифер. Был Денницей – величественным ангелом, несшим на себе печать совершенства, полноту мудрости и венец красоты. Но возгордился, возомнил себя выше Бога, и был свергнут с небес во тьму кромешную вместе с другими ангелами, уклонившимися ко злу. Начальник демонов – падших ангелов, противник Бога и людей. У мусульман – шайтан.

Добродетель

Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности, противоположность греху. К добродетелям можно отнести, например, покаяние, страх Божий, любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, рассудительность, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и ряд других добрых качеств.

Аскетизм (греч. – упражнение, подготовка к борьбе) – древнейший элемент религиозной жизни, свойственный почти всем мировым религиям. В христианстве это путь духовного приготовления к спасению души через усердную молитву, отказ от суетных развлечений, строгое самоограничение в еде, подчинение своей воли воле духовного наставника.

Благо – добро, доброе дело.

Вежливость - добродетель, один из видов проявления нашей любви к людям.

Милосердие – высочайшая добродетель: деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обремененным и страдающим.

Милостыня - подаяние нищему, бедствующему; христианская добродетель.

Подвижничество – движение христиан к Богу, ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование.

Страх Божий – одна из величайших христианских добродетелей: боязнь наказания за грехи, сочетаемая с сыновьей любовью к Богу и со стремлением к благочестию, чистоте и святости.

Терпение – одна из драгоценнейших добродетелей. Показатель мужества, внутренней силы, стойкости, великодушия, внутреннего такта. Терпение необходимо во всех делах – общественных и личных, в труде, во взаимоотношениях с людьми. Нетерпеливость как противоположное качество часто признак болезненности, внутренней слабости, ведет к потере самообладания, к ошибкам, ссорам, унынию, отчаянию. Терпение в перенесении скорбей есть признак веры в безграничность доброты Божией и в то, что и страдания посылаются нам для нашего же духовного благоустроения.

Целомудрие - непорочность, хранение девственности, телесной чистоты, уклонение от блуда, разврата.

Наука

Богословие – наука, учение о Боге, собрание доказательств истинности религиозных догматов, научное обоснование религиозной нравственности, правил жизни верующих.

Литургика – наука о богослужении христианской Церкви.

Теология – см. Богословие.

Эсхатология (греч. – изучение последнего) – раздел богословия, учение о последних временах, о конечной судьбе мира и человека.

Небесные силы

Ангел (греч. – вестник) – бесплотное существо, дух, одаренный разумом и волею, посылаемый Богом на спасение людей.

Ангел-хранитель – ангел, приставляемый Богом к каждому человеку при крещении, охраняющий его, помогающий в добрых делах, а по смерти – отводящий душу в загробный мир.

Архангел (греч.) – старший ангел. Христианская традиция называет по именам троих архангелов: Михаила – верховного военачальника во вселенской войне с врагами Бога, защитника всех христиан; Гавриила – Божиего посланника, принесшего благую весть Деве Марии, и Рафаила – ангела-целителя.

Архистратиг (греч.) – военачальник. Так именуется архангел Михаил как предводитель небесного воинства ангелов, ведущего борьбу с сатаною.

Гавриил – один из архангелов. Явившись у жертвенника Захарии, предсказал рождение Иоанна Крестителя; Деве Марии сообщил благую весть о рождении у Нее Богомладенца. На иконах чаще всего изображается с белой лилией в руке – символом непорочности Девы Марии. Празднование 8 апреля, 26 июля, 21 ноября.
подробнее...

Михаил – один из архангелов, архистратиг – вождь небесного воинства. Празднование 19 сентября и 21 ноября.
подробнее...

Рафаил (др.-евр. – исцеление Божие) – один из архангелов. Празднование 21 ноября.

Серафимы – самые близкие к Богу силы небесные. В видении пророка Исайи серафимы имеют образ человеческий, но отличный от нашего: с шестью крыльями – символами высших духовных способностей.

Херувимы– одни из самых приближенных к Богу небесных сил (вторые после серафимов).

Священное Писание

Священное Писание – общее название книг, входящих в Библию и признаваемых Церковью богодухновенными, то есть написанными под сверхъестественным воздействием Святого Духа и являющимися Словом Божиим, а не человеческим (см. Библия).

Антихрист (греч.) – противник Христа, который, согласно Откровению Иоанна Богослова, должен появиться для последней борьбы против христиан. Слуга диавола, могущественный и гордый человек, который обманом добьется власти, распространит свое влияние на весь мир и воздвигнет сильные гонения против христиан. Его владычество будет продолжаться три с половиной года, после чего состоится Второе пришествие Иисуса Христа, уничтожение антихриста и Страшный Суд.

Апокалипсис (греч. – откровение) – см. Откровение Иоанна Богослова.

Библия (греч. – книги) – свод книг, составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Библия разделяется на два отдела: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 книг, написанных в дохристианские времена. Новый Завет – из 27 книг, написанных апостолами христианской Церкви.

Ветхий Завет – первая часть Библии, собрание священных книг, повествующих о дохристианской истории человечества и о первом договоре (завете) Бога с людьми.

Деяния святых апостолов – одна из книг Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших после воскресения Иисуса Христа до 62 года. Книга написана евангелистом Лукой.

Евангелие (греч. – благая весть) – общее название первых четырех книг Нового Завета, благовествующих о жизни и учении Иисуса Христа, явившегося для спасения человечества. Авторами являются четыре апостола-евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Текст Евангелия с параллельными ссылками

Екклезиаст (др.-евр. - проповедник) - одна из книг Ветхого Завета, автором которой считается царь Соломон. Сложное, исполненное мудрости и очень красивое философское произведение, написанное в форме монолога. Монолог начинается так: "Суета сует... - все суета!" Самые известные слова Екклезиаста: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом; время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру". Завершается Екклезиаст словами: "Бойся Бога и заповеди его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо".

Заповеди блаженства – даны Иисусом Христом в Нагорной проповеди:
1) Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть Царство Небесное;
2) Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся;
3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;
4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
8) Блаженны изганные за правду, ибо их есть Царство Небесное;
9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Евангелие от Матфея. 5, 3-12).

Заповеди Божии – десять заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай:
1) Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня;
2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой;
3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье);
5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле;
6) Не убивай;
7) Не прелюбодействуй;
8) Не кради;
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
10) Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исход. 20,2-17).

Нагорная проповедь – проповедь Иисуса Христа о блаженствах (см. Заповеди блаженства), в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Произнесена была на горе неподалеку от Галилейского озера вслед за призванием двенадцати апостолов.

Новый Завет – вторая часть Библии, собрание священных книг, в которых излагается вся история возникновения Христианской Церкви, а также основы ее вероучения, и составляющих собственно новый договор (завет) Бога с людьми.

Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) – одна из книг Нового Завета, содержит пророчества о последних временах, конце света и Страшном Суде. Картины будущего даются в виде символов, не всегда поддающихся толкованию.

Скрижали Завета – каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии).

Символ веры

Символ веры – краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на Первом и Втором Вселенских Соборах. Тот, кто не принимает хотя бы одну из этих истин, не может считаться православным христианином. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится одна из истин – один из догматов веры: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь.

Агнец Божий – символическое имя, данное Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву за грехи человечества (агнец – ягненок).

Бог – высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя людям через творение мира и участие в мировой истории. Он создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.

Богоматерь, Богородица – Пресвятая Дева Мария, Мать Господа Бога нашего Иисуса Христа. Во время казни Сына Она стояла рядом с крестом. После вознесения Иисуса проповедовала вместе с апостолами Его учение. Почила в 48 году, была погребена, но затем чудесным образом взята на небо, и с тех пор предстоит пред Богом как заступница и скорая помощница рода человеческого. Православная Церковь прибегает к Ней в молитвах, славит Ее за оказанные благодеяния, в Ее честь установила многие праздники и построила множество храмов. Сохраняет и чтит Ее чудотворные иконы.

Богочеловек – Иисус Христос, Сын Божий и сын человеческий.

Божественный – свойственный Богу, священный, боговдохновенный.

Воскресение Иисуса Христа. По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти Иисуса Христа произошло землетрясение: "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые" (Евангелие от Матфея 28, 2-4), а потом, очнувшись от страха, разбежались. Как только стало светать, Мария Магдалина и другие благочестивые жены направились с благовониями ко гробу (к пещере, в которой было положено тело казненного Христа). Они были озабочены тем, что вход во гроб был завален тяжелым камнем, отодвинуть который им было не под силу. Но, подойдя, обнаружили, что камень отвален, и в пещере никого нет. Два ангела сообщили им, что Христос воскрес. Вышедши из пещеры. Женщины поспешили сообщить чудесную весть ученикам Христа. Иоанн и Петр, прибежавшие ко гробу, увидели в пещере только пелены, которыми было обернуто тело Христа и свитый плат, которым была обвита Его голова. Затем Христос явился Марии Магдалине и ученикам Своим. Только тогда они перестали сомневаться в действительности воскресения Христова.

Воскресение мертвых – свершится во время Второго пришествия Христа и будет действительным воскресением людей по их телесной природе. По учению Священного Писания, воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, оно будет сильным, не подлежащим изнеможению и болезням, и духовным - не подчиненным требованиям животной жизни.

Второе пришествие Иисуса Христа – будущее пришествие Иисуса Христа на землю для Страшного Суда над живими и мертвыми. Священное Писание словами Самого Христа и Его апостолов неоднократно говорит о неизбежности этого события, но твердо предупреждает, что время его наступления никому не дано знать. Впрочем, Евангелие указывает некоторые признаки приближения этого времени: распространение проповеди евангельской по всему миру, оскудение веры в Бога и любви к людям, явление антихриста. Борьба антихриста с Церковью Христовой, по отеческому учению, будет продолжаться три с половиной года и завершится почти полной победой антихриста. В это время и состоится новое пришествие Христово и Страшный Суд.

Господь - одно из Имен Божиих.

Дух Святой – третье Лицо Пресвятой Троицы (см. Символ веры).

Иисус Христос – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии. Богочеловек. Возвестил миру величайшее и самое светлое учение в истории человечества, чем вызвал раздражение и злобу фарисеев – первосвященников иудейской Церкви и иудейских законников. Был ими предан суду и погиб позорной смертью. Как человек спустился в ад, куда попадали за свои грехи все люди, начиная с Адама, но как Бог победил ад, освободив из него души тех, кто веровал в Его пришествие, и воскрес, дав всем нам надежду на спасение после смерти.

Искупление (выкуп) – жизнь Иисуса Христа, отданная как выкуп за грехи человеческие. Искупление, совершенное Христом, избавило людей от обязательного перехода после смерти в ад, и дало надежду на спасение души после смерти.

Истина – противоположность лжи, все что верно, подлинно, точно, справедливо. По понятиям христианским, истина в Христе, Его Евангелии, Его Церкви: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня", – сказал Сам Иисус Христос (Евангелие от Иоанна 14, 6).

Крест – священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания, символизирующий собою орудие казни Иисуса Христа.

Крестное знамение – осенение себя или кого-либо крестом. При совершении знамения у православных принято соединять вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Себя осеняют, прикасаясь сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому плечу, левому плечу.

Мария – Пресвятая Дева – см. Богоматерь, Богородица.

Саваоф (др.-евр. - силы, воинства) – одно из библейских именований первого лица Пресвятой Троицы - Бога Отца.

Спаситель – одно из именований Иисуса Христа, подарившего людям надежду на спасение души по окончании земной жизни.

Троица – богословский термин, выражающий сложнейшее содержание христианского понятия о Боге, как об Отце, Сыне и Святом Духе – о трех ипостасях Единого Существа (см. Символ веры).

Церковь – сообщество единоверцев, верующих во Христа, который и является главой Церкви. Церковь включает в себя как живых, так и усопших христиан.

Страшный Суд

Страшный Суд – суд, который наступит после конца мира и Судией на котором явится Сын Божий, Иисус Христос: Он будет судить живых и мертвых, после чего праведники пойдут в Царство Небесное, а нераскаявшиеся грешники – в вечные муки ада.

Ад (греч. – преисподняя) – место господства тьмы, вечное наказание для тех, кто творил зло.

Геенна огненная – одно из именований ада. Произошло от названия долины Енном около Иерусалима, где в древности языческому богу Молоху приносили в жертву детей. Позже в долину Енном свозились трупы казненных злодеев, падаль, отбросы, и все это сжигалось.

Новопреставленный - так на протяжении сорока дней кончины (включая и сам день кончины) именуют усопшего, так записывают его и в записках, подаваемых для поминания в храмах, подчеркивая тем самым, что душа покойного еще не прошла все небесные мытарства и ей необходимы особенно усердные молитвы. Согласно церковному преданию, первые три дня после кончины душа усопшего витает над землей, посещая места, особо тесным образом связанные с ее земной жизнью. Затем ангелы возносят душу на небеса и до девятого дня показывают ей блаженства рая, а за это время вспоминаются все добрые дела и поступки умершего. После чего душу до сорокового дня проводят через мытарства, вспоминая все грехи, все недобрые дела и проступки, совершенные покойным, и ей дается некая предварительная оценка. Окончательная оценка будет дана на Страшном Суде. Молитвы живых, оставшихся на земле, могут помочь душам усопшим. Особенная духовная поддержка необходима как раз душам новопреставленных - в самые трудные первые сорок дней после кончины.

Рай – место, где Господь поселил Адама и Еву. В будущей жизни – место вечного блаженства людей, праведно проводивших свою земную жизнь.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, после чего тленная плоть возвращается в землю, из веществ которой она и сделана, а вечный дух возвращается к Богу, который и вдохнул его в плоть (см. Страшный Суд).

Таинства и обряды

Таинство – священнодействие, в котором на человека невидимо, тайно действует особая благодать Божия. Всего церковных таинств семь: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, елеосвящение, брак, священство.

Брак – одно из семи церковных таинств, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и воспитания детей. Совершается так: после обручения, во время которого священник надевает кольца жениху и невесте, которыми они затем троекратно меняются, жених и невеста с зажженными свечами подходят к алтарю и становятся на белый плат перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие. Священник, спросив, твердое ли у них намерение вступить в брак и не обещались ли они кому-нибудь другому, читает молитвы и с благословением возлагает на головы жениха и невесты венцы. Затем венчающиеся пьют из чаши вино, и под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. После чего венцы снимаются и читаются завершающие молитвы. Венчание не совершается во время постов, на пасхальной неделе, во время святок, а также во вторник, четверг и субботу в течение всего года. Для совершения таинства венчания необходимо, чтобы жених и невеста не состояли в близком родстве (например, не были двоюродными братом и сестрой) и чтобы их брак был зарегистрирован гражданскими органами.

Венчальные свечи - свечи, вручаемые священником венчающимся и горящие в продолжение совершения таинства венчания. В старину такие свечи делались очень большими (весом в несколько килограммов), почему их держали в руках особо приставленные люди - "свещники", а по совершении таинства эти свечи ставились в спальне новобрачных, где они и горели всю ночь.

Венчание – см. Брак.

Восприемник – крестный отец (мать). От взрослого человека, который хочет креститься, требуется знание истин христианской веры, в частности, Символа веры. Младенцам же Церковь дает духовных наставников – крестных. Обязанность восприемников (крестных) – научить своих маленьких крестников истинам христианской веры и в продолжение всей своей жизни молиться за них, как за родных детей.

Евхаристия – название одного из главнейших таинств Церкви, совершение которого и является основой главного христианского богослужения – литургии. Во время евхаристии хлеб и вино, по обетованию, данному Иисусом Христом на Тайной вечери, пресуществляются в Тело и Кровь Христовы для причащения верующих.

Елеосвящение (соборование) – одно из семи таинств, служащее врачеванием для духовных и телесных недугов, а также дарующее оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождается чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Крестные отец и мать – см. Восприемник.

Крещениетаинство, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа, - омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до крещения; возрождается в новую духовную жизнь и делается членом Церкви Христовой. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом. Он освятил крещение собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя, а потом, по воскресении Своем, дал повеление апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Евангелие от Матфея. 28, 19). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения может совершаться над человеком только один раз.

Миро – благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ. В странах Востока с древнейших времен использовалось для умащения тела умершего. В Православной Церкви святое миро, освященное епископом (обычно – Патриархом), используется для совершения таинства миропомазания. Чудесное благовонное миро иногда источается мощами святых угодников Божиих, иконами (см. Мироточение).

Миропомазание – одно из семи таинств Православной Церкви, обычно соединяющееся с таинством крещения и заключающееся в помазывании миром лба, ушей, век, ноздрей, губ, груди, ладоней и ступней крещаемого, после чего совершается троекратное шествие со свечой вокруг купели, чтение Апостола и Евангелия, омывание святого мира и пострижение волос.

Обручение – обряд, предшествующий таинству брака (см. Венчание). Древнерусское название связано либо с тем, что священник соединяет руки жениха и невесты, либо от слова "обруч" – кольцо, так как обручающимся надеваются кольца.

Оглашение – сообщение христианского учения вступающим в Церковь. Производится перед крещением.

Покаяние – одно из семи христианских таинств, установленное Самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся Господу (при свидетельстве священника и при чтении священником соответствующих молитв) получает от Самого Иисуса Христа прощение исповедуемых грехов. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправиться, вера в Господа и надежда на Его милосердие (см. также Исповедь).

Пострижение (волос) – церковный обряд, во время которого ножницами крест-накрест срезаются четыре прядки волос. Совершается, во-первых, над новокрещенными после таинства миропомазания; во-вторых, при посвящении в чтеца и певца; в третьих, является основным действием при посвящении в монашество.

Пресуществление - изменение сущности вещества. В таинстве евхаристии хлеб и красное виноградное вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.

Причащение – таинство, в котором верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых и таким образом соединяются со Христом.

Рукоположение – таинство возведения в священный сан. Правом совершения этого таинства обладают только епископы.

Священство – название одного из таинств Церкви, в котором через священнодейственный акт, совершаемый архиереем, лицу, избранному на ту или иную степень церковной иерархии, преподается особая благодать Святого Духа, облекающая посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим: учить их истинам веры Христовой, совершать таинства и богослужения, вести их по пути нравственного совершенствования (духовного делания), иначе говоря, пасти духовное стадо Христово. Рукополагать в диаконы и священники может только епископ, а в епископы - только собор епископов числом, не менее двух.

Соборование – см. Елеосвящение.

Тайная вечеря (слав. вечеряти – ужинать) – последняя трапеза Иисуса Христа с Его учениками, совершившаяся накануне крестной смерти Спасителя. Во время Тайной вечери Христос умыл ноги ученикам Своим, дал им новую заповедь взаимной любви и установил таинство евхаристии: Он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Евангелие от Матфея 26, 26). Причастив их таким образом Своей Плоти и Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, что с тех пор неукоснительно выполняется Православной Церковью. Кроме того, Христос на Тайной вечери предсказал предательство Иуды Искариота и троекратное отречение Петра. Икона с изображением Тайной вечери помещается обычно над Царскими вратами. На иконе – Христос и двенадцать апостолов, сидящих за столом. Иуду изображают или тянущимся за солью, или держащим мешочек с тридцатью сребренниками.

Хиротония (гр. - действие силой рук) - см. Рукоположение.

Учение Церкви

Вселенские соборы – чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Догмат – откровенная истина, преподаваемая Церковью, как непререкаемое и неизменное правило спасительной веры, основанное на Священном Писании. Краткое изложение православных догматов дано в Символе веры.

Закон Божий – религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные правила жизни и деятельности. Как учебный предмет слагается из катехизиса, Священной истории, истории Церкви, церковных молитв, объяснения богослужения.

Иконопочитаниедогмат Вселенской Церкви, установленный на Седьмом Вселенском Соборе. Чествование икон и поклонение им, по этому догмату, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Канон (греч. – прямой шест, отвес, линейка) – название постановления Церкви, как относящегося к вероучению, так и касающегося устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества. Иногда - творения отцов Церкви.

Катехизис (от гр. - наставление, поучение) – краткое изложение основ православного вероучения.

Миссионерство – деятельность церковных организаций по распространению религии.

Священное Предание – первоначальный способ распространения откровения Божия – устным словом, личным примером. Сам Иисус Христос Свое учение передавал словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгой (писанием). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. К Священному Преданию Православная Церковь относит прежде всего материалы семи Вселенских Соборов и творения отцов Церкви.

Собор - собрание высшего духовенства для решения важнейших вопросов церковной жизни (Вселенский Собор, Поместный Собор, Архиерейский Собор).

Человек и его отношение с Богом

Вера – уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих.

Вероисповедание – принадлежность к какой-либо религии. Церкви.

Грех - восстание против Бога, отступление делом, словом или помышлением от Заповедей Божиих и Закона Божия. Произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли людей, от произвольного уклонения их от Бога, от замены святой Его воли своею, от своеволия.

Грехопадение (первородный грех) – нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди Бога о повиновении Ему, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих, но и всего их потомства – всех последующих людей. Это наказание выразилось в том, что за свое непослушание Адам и Ева были изгнаны Богом из рая, получили в удел себе и будущим поколениям труд, болезни и смерть. И только Христос дал нам надежду на спасение души после смерти.

Долг – обязанность человека перед Богом и людьми.

Душа человеческая – бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Человек есть существо, образуемое единением тела и души (духа).

Жертвоприношение – приношение высшим силам в знак благодарности или как просьба о помощи. В дохристианские времена существовало у всех народов, во всех религиях. Были даже человеческие жертвоприношения, когда родители приносили в жертву своих детей. Принесенная Иисусом Христом жертва за все человечество, исключает необходимость принесения Богу каких-либо жертв, кроме бескровной, приносимой по Слову Христову в таинстве евхаристии в Его воспоминание.

Завет – союз Бога с человеком, договор, завещание.

Любовь – религиозно-нравственная сущность христианства - религии, где Бог, принеся в жертву за грехи человеческие Своего Сына, явил Себя как любовь: "Бог есть любовь" (Первое послание Иоанна. 4, 8). Христос говорит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Евангелие от Марка. 12, 30-31). И еще: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за друзей своих" (Евангелие от Иоанна. 15,12-13). А вот что говорит апостол Павел: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал (металлические тарелки) звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя бы и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (Первое послание к Коринфянам. 13, 1-8). Любовь христианская - сложное явление, состоящее из жалости, благоговения, благодарности, стыда, терпения, милосердия, желания творить добро и других добродетелей. Призывая Своих последователей и учеников к любви и великодушию, Христос говорит: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Евангелие от Матфея. 5, 44). Объясняя эти слова, святой Филарет, митрополит Московский, подчеркивал, что речь здесь идет только о врагах и обидчиках личных, и призывал прощать врагов личных, врагов Отечества - сокрушать, а врагов Господних - гнушаться.

Надежда – уверенный взгляд в обещанное Богом будущее, которое наступит вслед за концом мира. Помогает христианину уберечь себя от уныния и отчаяния и среди самых тяжелых житейских испытаний сохранять в душе любовь и радость.

Помазанник – человек, который через помазание освященным елеем, символизирующее собой сообщение высших даров, возводится на самое высокое и ответственное служение. В Библии упоминается помазывание при возведении в сан первосвященника, помазывание на пророческое служение и на служение царское. Последний обычай перешел и к христианским народам: помазывание сделалось символом утверждения в царском достоинстве, потому цари в России и назывались Помазанниками Божиими.

Религия – отношения человека с Богом либо с некими иными (сатанинскими) потусторонними силами.

Свобода воли – предоставленная Богом человеку свобода выбора между добром и злом.

Совесть – врожденное. Богом данное нравственное чутье, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.

Христианство

Христианство – самая распространенная на земном шаре религия, основанная на вере в Божественную Сущность Иисуса Христа. Первые сообщества христиан возникают в конце I века в городах Средиземноморья. До начала IV века христианство жестоко преследуется иудеями и язычниками. В начале IV века благодаря святому императору Константину Великому и его матери царице Елене получило возможность открытого исповедания. В начале XI века оформилось разделение единой Вселенской Церкви на Православную Восточную с центром в Константинополе и католическую Западную с центром в Риме. На Руси распространяется с 988 года, когда при святом князе Владимире началось крещение киевлян. Распространению христианства на Руси способствовал перевод святыми Кириллом и Мефодием на славянский язык в IX веке Евангелия, Апостола, Псалтири и других богослужебных книг. И по сей день православные христиане составляют в России подавляющее большинство среди всех верующих.

Восточная Церковь – Церковь православного вероисповедания, состоит преимущественно из славянских народов, хранит непоколебимую верность Священному Писанию, апостольскому преданию и правилам Вселенских соборов.

Православие – единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и в древнем Символе веры Вселенской Церкви.

Русская Православная Церковь – самая крупная из Православных Церквей. Возникла после принятия христианства на Руси в 988 году. Длительное время находилась в зависимости от Константинопольского патриархата. В середине XV века обрела самостоятельность. В 1589 году в России было учреждено патриаршество, просуществовавшее до 1721 года, когда для управления Церковью Петром Первым был образован Синод во главе с обер-прокурором. В 1917 году на Поместном Соборе патриаршество было восстановлено. Является самым авторитетным и самым значительным по числу приверженцев религиозным объединением в России. Имеет епархии за рубежом во многих странах мира.